Краткий обзор психологических подходов к работе с родительско-детскими отношениями.

Материалы » Личностные качества родителей и их влияние на стиль отношения к ребенку » Краткий обзор психологических подходов к работе с родительско-детскими отношениями.

Страница 3

Согласно Джайнотту, общение родителей с детьми должно базироваться на трех основных принципах.

- Во-первых, во всех ситуациях родители должны стремиться поддерживать позитивный образ «Я» у ребенка.

- Во-вторых, следует говорить о ситуации, поступке ребенка, избегая личностных негатив­ных оценочных суждений. Высказывания взрос­лого не должны содержать диагноза и прогноза дальнейшей судьбы ребенка.

- В-третьих, взрослый в общении всегда дол­жен выступать инициатором предложения кооперации. Это предложение не должно исчерпы­ваться прямым указанием на соответствующий способ действия, а должно раскрывать перед ребенком возможности самостоятельного разреше­ния проблемной ситуации.

Многие положения Джайнотта согласуются с идеями другой модели работы с родителями - программой Т. Гордона. Эта программа основывается на идеях гума­нистической психологии. В западной психологии данное направление существует в русле концепций Г. Оллпорта, А. Маслоу, К. Роджерса, Ш. Бюллер, В. Франкла, Р. Мэя и многих других.

Идеи гуманистически направленной психологии нашли отражение в практике воспитания детей в семье и обществе (Т. Гордон, М. Снайдер, Р. Снайдер), где особое внимание уделяется умению слушать и понимать детей. При этом понимание рассматривается не просто как техника или использование правильных слов, а как модель взаимоотношений взрослого с ребенком.

В последнее время в отечественной психологии мно­гие ученые все больше основываются на гуманистиче­ских принципах. Основой данного направления у нас явились идеи М. М. Бахтина о диалогической природе человеческого общения, человеческой личности. Этот подход к изучению человека используется сейчас Л. А. Петровской, А У. Харашем, Г. А. Ковалевым, О. Е. Смирновой, А. Ф. Копьевым и другими. А У. Хараш отмеча­ет, что диалогическое общение обладает наибольшим воспитательным потенциалом. Отличительные особен­ности диалогического общения следующие:

- равенство позиций воспитателя и воспитан­ника, при котором осуществляется взаимное воз­действие друг на друга, формируется способность вставать на позиции другого;

- отсутствие оценок, полное принятие, ува­жение и доверие;

- формирование у воспитателя и воспитан­ника сходных установок относительно одной и той же ситуации;

- особая эмоциональная окраска общения, ис­кренность и естественность проявления эмоций, взаимное проникновение в мир чувств;

- способность участников видеть, понимать и активно использовать широкий и разнообраз­ный спектр коммуникативных средств, включая невербальные.

Большой вклад в дело изучения взаимодействия ро­дителей с детьми, безусловно, внесли представители бихевиористского направления.

Еще в 40-е годы Б.-Ф. Скиннер предложил ряду наи­более известных психологов и специалистов, занимаю­щихся социальным планированием, использовать научно обоснованную методику, основанную на положениях по­веденческой технологии как средстве укрепления семьи и общества в целом. Он разработал ряд проектов, кото­рые опирались на принципы, способствующие совершен­ствованию и увеличению количества и качества взаимо­действий — интеракций родителей и детей.

Основной акцент в этом направлении делается на изучении техники поведения родителя и формировании навыков модификации поведения ребенка.

Им принадлежат раз­работанные схемы анализа взаимодействия, которые основаны на понимании человеческого поведения как функции подкреплений, наград, поощрений и наказа­ний, например, теория диадического взаимодействия Дж. Тибо и Г. Келли.

Усилия практиков этого направления в работе с родителями сосредоточены в основном на обучении родителей методике изменения поведения ребенка. Так, применяя поведенческие методы, Р. Дж. Валер, Дж. X. Винкель, Р.-Ф. Петерсон и Д.-С. Моррисон (1965) одновременно успешно обучили матерей мальчиков дошкольного возраста методам погашения неприемлемых реакций, дифференциального подкрепления и таймаута.

Специалисты по наблюдению и экспериментально­му изучению поведения пришли к выводу, что поощре­ние и подкрепление гораздо более эффективно дейст­вуют на изменение нежелательного поведения ребен­ка, чем наказания (К.-Л. Андерсон и Х.-Е. Кинг, 1979). Б. Бухер и О.-И. Ловаас (1968) полагали, что та поль­за, которая получается в результате методов наказа­ния, ничтожно мала по сравнению с очень часто воз­никающими негативными эмоциональными реакциями.

В русле этого подхода можно отметить следующих авторов: Л. Берковитц, Грациано, Дж. Е. Симпсон, Валэр и др. Сторонники бихевиориз­ма ориентированы на наблюдаемые и поддающиеся измерению поведенческие реакции, а также факты окру­жающей действительности, которые поддаются коррек­ции с помощью методики модификации поведения. Это должны быть контролируемые поведенческие реакции, которые содержат движения, поддаются внешнему на­блюдению и фиксации.

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме: