Краткий обзор психологических подходов к работе с родительско-детскими отношениями.

Материалы » Личностные качества родителей и их влияние на стиль отношения к ребенку » Краткий обзор психологических подходов к работе с родительско-детскими отношениями.

Страница 1

Как правило, психологические подходы в работе с родителями существуют в рамках определенных теоретических концепций. Рассмотрим наи­более известные из них.

Необходимость обращения к работе с родителями в практике консультирования детского развития впер­вые была декларирована в рамках психодинамическо­го подхода. Важной заслугой психоаналитического направления является то, что его основатели обраща­ли внимание на ранний опыт взаимодействия родите­лей с детьми и на различные виды психической травматизации в детском возрасте (3. Холл, А. Фрейд, К. Хорни) Сведения, полученные в работах Т. Адорно, В. Шутца, Дж. Боулби, Э. Эриксона, М. Эйнсворт и др., снискали широкую популярность и признание. Они подчеркивали важность ухода за детьми в раннем возрасте и гуманного к ним отношения.

В русле психоаналитического направления приобрела известность трехмерная теория интерперсональ­ного поведения В. Шутца (1958). По его мнению, для каждого индивида характерны три межличностные потребности: потребность включения, потребность в контроле и потребность в любви. Нарушение этих потребностей может приводить к психическим расст­ройствам. Сложившиеся в детстве поведенческие образцы всецело определяют способы ориентации взрослой личности по отношению к другим. Это положе­ние теории В. Шутца воспроизводит фундаменталь­ное положение психоанализа об определяющей роли раннего детства в развитии личности. Под включени­ем Шутц понимает потребность быть включенным в группу. Отношения ребенка и родителей являются позитивными, если они насыщены контактами, и негативными, если родители общение с ребенком сводят к минимуму. Если ребенок неадекватно интегри­рован в семейную группу, в дальнейшем он может проявлять недостаточное социальное или сверхсоци­альное поведение.

Одним из пионеров исследования взаимодействия взрослого с ребенком по праву можно считать Альф­реда Адлера. Адлерианское направление в работе с родителями имеет свои методы, способы и приемы в работе с родителями и детьми, оно в значительной мере социально направлено и может рассматриваться как отличное от психоаналитического подхода. В 1919 году А. Адлер основал в Вене психопедиатрический центр, где он развивал свой инновационный консультацион­ный подход и работал с детьми, родителями и преподавателями. Ансбахер полагал, что именно Адлер впер­вые официально и публично использовал понятие «семейная терапия».

Проблемы воспитания всегда волновали Адлера; одна из его первых психологических работ называлась «Врач как воспитатель» (1904). В 1912 году вышла дру­гая его статья - «Воспитание родителей». В этой ста­тье, как справедливо замечает Е. В. Сидоренко, содер­жатся идеи, которые во многом предвосхищают мно­гие современные направления психологии. Вот рекомендации Адлера по воспитанию умственно здорового ребенка (цитируется по Е. В. Сидоренко).

«1. Воспитатель или родитель должен завое­вать любовь ребенка. Главнейший помощник вос­питания - любовь. Любовь ребенка - безуслов­ная гарантия его воспитуемости.

2. Лучшая поддержка в развитии ребенка - его уверенность в собственных силах. Уверенность ребенка в себе, его личностная смелость - вели­чайшее счастье для него.

3. Слабые и болезненные дети легко теряют уверенность в себе, так же как и избалованные и излишне опекаемые дети.

4. Ни при каких обстоятельствах ребенок не должен бояться своего воспитателя.

5. Что касается дисциплинарных мер, то по­хвала и награда предпочтительнее наказания. Если наказания невозможно избежать, то оно должно информировать ребенка о том, что он сделал не­правильно, и концентрировать его внимание на лучших способах поведения.

6. Вместо того чтобы требовать слепого под­чинения, следует в максимально возможной сте­пени оставлять за ребенком свободу решения».

Основными понятиями адлеровского воспитания ро­дителей являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними связаны два цент­ральных принципа воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка. А. Адлер подчеркивал равенство между родителями и детьми, как в области прав, так и в области ответственности, равен­ство, но не тождественность. Необходимо научить ро­дителей уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность детей с самого раннего возраста, считал Адлер. Основным принципом семейного воспи­тания, по А. Адлеру, является взаимоуважение членов семьи. Самосознание ребенка он ставит в прямую зависимость от того, насколько его любят и уважают в семье. Это направление работы с родителями основы­вается на их сознательном и целенаправленном пове­дении. А. Адлер рассматривает обучение родителей не только с точки зрения развития ребенка и семьи, но и с точки зрения общества - как деятельность, результат которой оказывает влияние на его состояние.

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме: