Основные теоретические подходы к групповой психотерапии.

Материалы » Клиническая психология » Основные теоретические подходы к групповой психотерапии.

Страница 5

Обратная связь: применительно к группам это понятие употребляется, когда одни члены группы сообщают о своих реакциях на поведение других для того, чтобы помочь им скорректировать свой «курс» движения к цели. Она позволяет каждому следить за свои поведение и корректировать его так, чтобы оно было более эффективным. + можно получать информацию, относящуюся к «слепому пятну». О.С позволяет лучше понимать смысл происходящего в группе. Важно, чтобы ОС давалась, пока вызвавшее ее поведение еще имеет место, а не тогда, когда все уже в прошлом и содержащаяся в ней информация не актуальна. ОС приносит пользу, когда раскрывает отношение одного ч-ка к поведению другого. Она наиболее полезна, когда отражает мнение большинства членов группы.

Экспериментирование: испытание новых способов и стратегий поведения. Не менее важна и практическая отработка навыков желательного поведения, т.к. дает возможность достигнуть необходимого автоматизма новых навыков и почувствовать себя более уверенно. Последний этап обучения – использование приобретенных навыков вне группы.

Здесь и теперь:

оптимальная форма обучения – через непосредственно переживаемый опыт. Þ подробное изложение случаев из жизни обычно не поощряется, если эти случаи не связаны с текущими переживаниями и не имеют отношения к взаимодействиям, происходящим в группе в данный момент. Сосредоточенность на З и Т – доминантная тема в большинстве современных психокоррекционных групп.

Поведение руководителя:

тренер настраивает членов группы на то, чтобы опыт, получаемый ими в процессе тренинга, был продуктом их собственной д-сти. + дает понять что уверен в мудрости группы. Роль руководителя – вовлечь членов группы в совместную работу по исследованию их собственных взаимоотношений и поведения, а затем незаметно устраниться от руководства. Забота руководителя и его помощь группе может выражаться в том, что время от времени он притормаживает некоторые процессы и предлагает новый материал для дискуссии. Чаще он вмешивается в работу группы, чтобы обратить внимание участников на их поведение. Тренерам Т-г следует избегать проявлений чрезмерного личного участия к людям, ставшим членами группы. Эмоциональная вовлеченность в отношениях с членами группы чревата потерей объективности.

Коммуникативные навыки:

цель всех Т-г – развитие личности посредством углубления осознания себя и других, + процессов, происходящих в группе. Вырабатываемые в Т-г коммуникативные навыки включают умение описывать поведение, передавать свои чувства, активно слушать, предоставлять обратную связь и вступать в конфронтацию. Успешное овладение этими навыками сводит до минимума стесненность и отчуждение в группе, способствует кооперации участников и достижению групповых целей.

Описывание поведения: подразумевает устное комментирование конкретных наблюдаемых действий, совершаемых другими. Эта объективная констатация и она исключает оценочные высказывания и приписывание другим мотивов, установок или склонностей. Первый шаг на пути развития способности описывать поведение – это тренировка наблюдательности и воздержание от оценочных суждений. Передавать чувства - включает точную регистрацию своего внутреннего состояния и сообщение о нем. Относительно чужих эмоций нетрудно впасть в заблуждение. Тот, кто сообщает о своих чувствах, должен в явном виде относить их к себе лично, пользуясь для этого местоимениями «я» и «мне». Часто мы облекаем свои чувства в слова, к-е на самом деле никак их не определяют. Часто чувства путают с мыслями. Мысли- это выводы или заключения относительно состояний души, а не их описание. Активное слушание – ответственное, осмысленное восприятие сказанного другим ч-м. научиться активному слушанию можно в контексте обучения основным составляющим взаимопомощи. Главной из этих составляющих является точное эмпатическое понимание. Достижение такого понимания включает процессы распознавания и коммуникации. Распознать – значит войти в чужое положение, выяснить, что за ним стоит. Эмпатическое общение подразумевает и способность убедить другого в своем понимании его поведения, чувств и того, что за ними стоит. Конфронтация _-это наиболее действенная форма коммуникации, может не только способствовать развитию, но и наносить ущерб. О К-и говорят, когда действия одного ч-ка побуждают другого задуматься над своим поведением, проанализировать его и изменить. Индивид, являющийся объектом конфронтации, извлечет из нее пользу, если будет открыт для обратной связи с другими и будет рассматривать К-ю как возможность исследовать себя. Суть К-и должна соответствовать целям группы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Больше по теме: