Основные теоретические подходы к групповой психотерапии.

Материалы » Клиническая психология » Основные теоретические подходы к групповой психотерапии.

Страница 3

Современные практики группового движения приспособили многие традиционные учения к конкретным ситуациям и потребностям клиентов. Сегодня, например, группы телесной терапии черпают материал из учений Вильгельма Райха; группы, центрированные на теме, широко пользуются психоаналитическим мышлением в сочетании с гуманистическими ценностями; а группы тренинга умений соединяют бихевиоризм со сложившимися методами групповой работы.

14.

Т-группы (как разновидность групповой психотерапии).

Т-ГРУППА

(от англ. training–group — тренинг–группа) — форма психотерапии. Ориентирована на отработку чувствительности по отношению к своим мотивам и эмоциям, к мотивам других людей, к событиям социального взаимодействия, к групповой динамике. Основным психотерапевтическим приемом выступает групповой анализ, который производится участниками (10-15 человек), которые друг с другом не знакомы. Темы для обсуждения выбираются произвольно, главным является тщательный анализ собственного поведения и поведения других участников группы и свободное обсуждение их. Группа, создаваемая для воздействия в системе межличностных отношений на ее членов с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия Первые Т-г. возникли в качестве практического приложения школы групповой динамики К. Левина. В настоящее время является одной из наиболее распространенных моделей исследования межличностных отношений, стадий развития группы и др. Для Т-г. характерны кратковременность ее существования (от нескольких дней до нескольких недель), отсутствие предварительной структурированности, нормированности и регламентации. Основной метод в Т-г. — свободная дискуссия без предварительно принятого плана, сочетающаяся с ролевыми играми и другими приемами. Обсуждения строятся по принципу “здесь” и “теперь”, т. е. анализируются события, происходящие непосредственно в группе по возможности без обращения к прошлому опыту участников. Условием успешной работы Т-г. является климат взаимного доверия, стимулирующий участников на установление межличностных отношений, на к-рые они, как правило, не решаются в обыденной жизни, и помогающий пониманию протекающих в Т-г. процессов. Создание климата доверия обеспечивается особой формой ведения группы “тренером” (ведущим). Обучение (развитие чувствительности к групповым процессам) происходит главным образом через переживание участниками многогранного группового опыта. В настоящее время Т-г. является одной из распространенных моделей исследования межличностных отношений, стадий развития группы и др. в большинстве Т-групп создаются возможности для ценных личностных изменений (Hampden-Turner, 1966). Группа может повысить индивидуальные коммуникативные умения и концептуальное понимание. Это ведет к увеличению чуткости к собственным и чужим потребностям, к появлению большего числа альтернативных видов поведения при столкновениях с жизненными проблемами. Т-группа может помочь членам группы утвердить и укрепить самоидентичность и наметить направление их будущего развития. Наконец, Т-группа может помочь человеку повысить самооценку и чувство собственного достоинства.

Начало развитию групп тренинга (Т-г) было положено в 1946 Куртом Левином и его коллегами, к-е заметили, что члены групп получают пользу от анализа получаемого ими в группе опыта. Лабораторный тренинг предлагает широких спектр методов обучения, направленных на развитие навыков межличностного взаимодействия или на изучение процессов, к-е происходят в малых группах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Больше по теме: