Классификация нарушений мышления в патопсихологии.

Материалы » Клиническая психология » Классификация нарушений мышления в патопсихологии.

Страница 2

- при классификации предметов: легко усваивают инструкцию, применяют адекватный способ решения, начинают раскладывать карточки по обобщенному признаку, но спустя некоторое время оставляют правильный путь. Эпизодически сбиваются на случайные сочетания. (м.б. чередование обобщенных и конкретно-ситуационных сочетаний, логические связи могут подменяться случайными сочетаниями, образование одноименных групп). Н\Р больной М (закрытая травма ГМ) – начал раскладывать карточки по обобщенным признакам, образуя группы растений, животных, вдруг начинает сомневаться, куда отнести Мухомор. «Он вредный, отнесу его в сторону» (конкр.-ситуац.) Больная Ш (артериосклероз ГМ). Правильно выделив группу инструментов, кладет туда же «кузнеца», т.к. он нарисован с молотом и вообще работает пользуясь инструментами. До этого выделила группу людей . на вопрос «А что у вас в этой группе?» отвечает «люди», и самостоятельно перекладывает кузнеца в группу людей. Такие нарушения динамики м-я не приводили к грубым нарушениям строения м-я, лишь искажают правильный ход суждения на какой- то отрезок времени. Но в некоторых случаях – носит более стойкий хар-р, изменяет само строение мышления.

Лабильность м-я у больных МДП в маниакальной фазе – больные не задумываются над вопросом, адресованным к ним, не вникают в смысл задания, импульсивно приступают к выполнению. Возникающие ассоциации носят хаотический х-р и не оттормаживаются. Любое возникающее представление, эмоц. переживание получают свое отражение в речи; сосредотачиваются лишь на короткие промежутки времени. Неустойчивость способов выполнения работы достигает чрезвычайно утрированной формы – повышенной откликаемости. Особенно это видно в экспе-те на ассоциации. Часто больные в ответ на слово экспе-ра называли предмет, находящийся у них перед глазами. Н\р больной в гипоманиакальном состоянии, выделив группу людей, вдруг увидев картинку «кузнец», стал декламировать: «Мы кузнецы и друг наш молот… люблю старые революционные песни… песня – наш друг. А есть здесь что-то напоминающее песню, искусство? Да, картинки неважно нарисованы, рисовал художник от слова «худо». Больной смеется и не выполняет задание. Когда э-р просит его обратиться к заданию, больной замечает, что хотел отделить людей от животных и продолжает раскладывать по обобщенному признаку.

2. Инертность мышления –

антипод лабильности. В основе его лежит инертность связей прошлого опыта. Больные не могут менять избранного способа своей работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида д-сти на другой. Часто встречается при эпилепсии, иногда у больных с отдельными последствиями тяжелых травм ГМ, при некоторых формах умственной отсталости. Качество их умственной продукции невысока, темп работы замедлен.

Эксп-но - y исследование обнаруживает замедленность, тугоподвижность их интеллектуальных процессов. Даже когда могут обобщить материал, допускают ошибочные решения если им необходимо переключиться на новый способ решения задачи. Изменение условий затрудняет работу ® решение доступно если оно выполняется только одним определенным способом. Конкретные связи прошлого опыта инертно доминируют в мысл. Д-сти и определяют весь дальнейший ход их суждений. Из-за инерт. связей опыта б-е часто не упускают ни одной детали, ни одного св-ва предмета. Это стремление к уточнению своеобразное эпилептическое резонерство, проявляющееся в обстоятельности, излишней детализации, к-е метафорически обозначается в клинике как «вязкость»м-я. При классификации объектов, больные не только не объединяют в одну группу диких и домашних животных, но каждое из домашних животных выступает для них как единичных экземпляр. В результате само задание классификации не выполняется даже на конкретном уровне.

III. нар-е личностного компонента м-я.

Обусловлены наруш-ми личности: разноплановость, наруш-е критичности, и саморегуляции.

М-е – сложная саморегулирующаяся форма д-сти, определяется целью, поставленной задачей. Существенным этапом явл-ся сличение получаемых результатов с условиями задачи и предполагаемыми итогами. Утеря целенаправленности м-я приводит не только к поверхностности и незавершенности суждений, но и к тому, что м-е перестает быть регулятором действий ч-ка. Связь нарушения м-я с изменением мотивационной сферы наблюдаются при разных заб-ях. Уже при искажении уровня обобщения - нарушение мотивац. компонента (случайные маловероятные связи актуализируются с такой же частотой, как и упроченные). Значимым является для ч-ка то, что приобрело смысл в его жизнед-сти. практич-я д-сть формируется устойчивостью предметного значения вещей. Восприятие мира включает и смысловое и отношение и его предметно – объективное значение. У больных Ш. эта устойчивость объективного значения вещей нарушается. Наряду с актуализацией обычных признаков, отношений м\у предметами, могла актуализироваться и неадекватная. Нарушение критичности м-я. Отсутствие контроля за решением задачи.

Страницы: 1 2 3

Больше по теме: