Классификация нарушений мышления в патопсихологии.

Материалы » Клиническая психология » Классификация нарушений мышления в патопсихологии.

Страница 1

Нар-я мышл-я – один из наиболее встречаемых симптомов при псх. Заб-ях. Нек-е варианты таких расстройств считаются типичными для той или иной формы болезни. Нет единой квалификации, принципа анализа этих расстройств. Можно говорить о параметрах, вокруг которых группируются различные варианты изменений мышления, встречающиеся у больных.

Б.В.Зейгарник выделяет три блока расстройств:

1. Нарушение операциональной стороны м-я

2. Нар-я динамики м-я

3. Нар-я личностного компонента м-я.

I. Нарушение операциональной стороны м-я

1).Снижение уровня обобщения.

В суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях. Оперирование общими признаками становится (заменяется) установлением сугубо конкретных связей М\у предметами. При ярко выраженном снижении уровня обобщения больным вообще недоступна задача на классификацию. Иногда испытуемый объединяет предметы как элементы сюжета – конкретно-ситуационные сочетания (объяснение пословиц, где эта операция четко выступает). Такие решения были у олигофренов (95%), рано начавшийся эпилептический процесс (86%), у значительной части больных перенесших тяжелые формы энцефалита (70%). Часто возникают затруднения в понимании переносного смысла пословиц, поговорок. В следствии того, что слово выступает для больных в его конкретном значении, они не могут осмыслить условность, которая кроется в поговорке. Особенно это проявляется в опыте на опосредованное запоминание – пиктограмме. Было обнаружено у больных эпилепсией, энцефалитом и олигофренов ситуативный х-р суждений, непонимание переноса, условности. Это обнаруживалось и при актуализации ассоциаций. Мыслительная д-сть этих больных несовершенно отражает предметы, явления и их взаимосвязи, ибо полноценный процесс отражения объективных св-в и закономерностей вещей всегда предполагает умение абстрагироваться от конкретных деталей.

Эпилепсия : составляет группу слов – петух, козел, собака, лошадь, кошка. Объясняет: Собака, петух, козел – все это в хозяйстве. М.Б, кошка ему не нужна, хотя нет, если есть собака может быть и кошка». Составленная им группа, не группа «животные», а конкретные животные у конкретного хозяина, у которого может и не быть кошки.

Н/Р Олигофрения: исключение четвертого лишнего. Предлагалось выбрать из ботинка, туфли, сапога и ноги. «Здесь только одна туфля, один ботинок… пары нет. Как же их одеть? Их скорее можно отбросить, ногу обязательно оставить надо. Можно и с одной ногой, с костылем».

2). Искажение процесса обобщения.

У таких больных отлет от конкретных связей выражен в чрезвычайно утрированной форме. Они в своих суждениях отражают лишь случайную сторону явлений существенные же отношения м\у предметами часто не учитывают. В задании на классификацию предметов руководствуются чрезмерно общими признаками неадекватными реальным отношениям м\у предметами. Шизофрения – чаще встречается бессодержательные или выхолощенные ответы (объединяют вилку, стол и лопату по принципу твердости) – 67%. При выполнении пиктограмм – выполняет с большой легкостью, т.к. могут образовать любую связь безотносительно к содержанию поставленной задачи. Условность рисунка становится столь широкой и беспредметной, что не отражает реального содержания слова. Преобладание формальных , случайных ассоциаций создает основу для бесплодного мудрствования– резонерства. Возможно этим объясняется факт, что речь этих больных не облегчает, а затрудняет выполнение задания. Произносимые больными слова вызывают новые, случайные ассоциации, к-е больными не оттормаживаются. По данным эксперимента, нарушение процесса обобщения происходит потому, что в мышлении доминируют связи, неадекватные конкретным отношениям. Резонерские суждения определяются не столько нарушением понятий, сколько стремлением подвести любое незначительное явление под определенную концепцию . Ш-я: слово, предложенное для определения – часы. «Импульс или пульс жизнедеятельности всего человечества». «Предмет для обихода, это скопление атомов» (резонерство).

II. нарушение динамики м-я.

М-е – процесс. Осуществление опосредования, перехода от одних суждений к другим, связано с более или менее длинной цепью умозаключений. Эта цепь переходящая в рассуждения – истинное проявление м-я как процесса. У ряда больных (сосудистые заб-я мозга) колебания умственной работоспособности приводили к подобным колебаниям, выступавшим как непоследовательность суждений.

1.Лабильность мышления – хар-я особенность в неустойчивости способа выполнения задания. Уровень обобщения в основном не был снижен, операции сравнения и переноса не были нарушены. Но адекватный х-р суждений не был устойчивым.

Страницы: 1 2 3

Больше по теме: