Установки, затрудняющие процесс общения

Страница 1

Проблемы общения, вызванные неадекватными социальными установками, являются, пожалуй, наиболее распространенными, и в то же время в большинстве случаев они относительно легко поддаются коррекции. Социальные установки, лежащие в основе трудностей общения, обычно содержат в себе неадекватные, иде­ализированные, ригидные представления о межличностных от­ношениях в целом, и особенно с представителями противополож­ного пола. Среди упомянутых представлений можно выделить абсолютизированные идеи социальной справедливости, представ­ления о собственном превосходстве, завышенные требования к ок­ружающим и отсутствие критических требований к самому себе. Приведем пример.

Клиентка, женщина средних лет, жалуется на ужасную атмос­феру, сложившуюся у нее на работе: одна из сотрудниц завистли­ва, другая пытается всеми командовать, третья слишком много рассказывает о себе, постоянно болтает и т.д. Для нее, как и для большинства людей с завышенными требованиями к другим, об­щение затруднено, поскольку окружающие воспринимаются через призму их недостатков, выступающих как непреодолимое препят­ствие для нормальных контактов с ними. При этом сама клиентка считает себя лучше, справедливее, квалифицированнее других.

Одним из наиболее успешных способов изменения неадекватных социальных установок является предложение клиенту задуматься о причинах поведения других людей, о том, что руководит ими и в конечном счете приводит к проявлению тех или иных качеств. Применяя этот способ, предварительно следует рассказать о том, что действия и слова любого человека всегда отражают его более глубокие потребности и желания. Так, например, описанную выше клиентку можно спросить: "Конечно, за других отвечать трудно, но попробуйте рассказать, почему, с вашей точки зрения, одна из сотрудниц слишком много говорит, другая командует и т.д., что движет их поведением, зачем это им может быть нужно?". Вслед за небольшой дискуссией по схеме "Откуда я знаю?" — "А вы по­пробуйте!", может последовать ответ, способствующий осознанию клиенткой механизмов детерминации человеческих поступков, бо­лее глубокому пониманию других людей, а в конечном счете — са­мой себя.

Так, она может вспомнить, например, что болтливая сотрудни­ца — одинокая женщина, и поэтому вполне естественно, что на работе ей хочется привлечь к себе внимание. Ее болтовня — это попытка найти в окружающих сочувствие и признание. Команду­ющая сотрудница уже очень давно работает на предприятии, но так и не продвинулась по службе. Происходящие изменения, связан­ные с внедрением новой техники в производство, ставят ее в ту­пик, она их боится и, командуя, делая замечания другим, пыта­ется скрыть свою некомпетентность, доказать, что она все-таки что-то может.

Расширение представлений клиентки о людях, понимание того, что другие не бывают просто "плохими", что их можно понять и что им можно сочувствовать, способствует изменению позиции по отношению к окружающим с высокомерно-отрешенной, в которой нет контактов с окружающими, да и быть не может ("они недостой­ны, опасны и т.д."), на более кооперативную, заинтересованную, равноправную, где другие воспринимаются не как носители чело­веческих пороков, а как возможные объекты помощи и заботы. Для изменения установок клиентов бывает целесообразно также пого­ворить с ними о людях вообще, привлекая в качестве примеров различные психологические схемы, модели, ссылаясь на экспери­ментальные факты, которые могут служить подтверждением слов консультанта, поскольку "научная" информация обычно звучит для клиентов весьма убедительно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Больше по теме: