Установки, затрудняющие процесс общения

Страница 3

Не стоит бояться реакций типа: "никогда, никто, ничего не говорил" или даже "мне и самому (самой) очень хотелось бы это знать". Расспросив подробнее, можно обнаружить необходимую "обратную связь" в виде высказываний типа: "Когда с тобой обща­ешься, все время чувствуешь себя хуже тебя" или "Почему ты меня никогда ни о чем не спрашиваешь?". От такой обратной связи легче оттолкнуться, приступая к обсуждению взглядов и представлений клиента об отношениях с противоположным полом. Например, его (ее) можно спросить: "А вы действительно себя так ведете, что люди чувствуют себя хуже вас?" или: "А почему вы так поступаете?" Ча­сто в этой ситуации в качестве одной из важнейших детерминант собственного поведения люди ссылаются на серьезные различия между мужчинами и женщинами, на трудности понимания предста­вителей противоположного пола, на необходимость того или ино­го варианта поведения, поскольку иначе вести себя с мужчинами (женщинами) невозможно. Бывает, что сами клиенты начинают разговор с консультантом, спрашивая: "Скажите, ну как можно доверять мужчинам?", "О чем можно говорить с женщинами?".

Нередко при работе с подобными трудностями общения прихо­дится уделять специальное внимание проблемам межполовых раз­личий и опираться при этом следует на те представления, которые сложились у данного клиента. Для этого необходимо, чтобы сам человек рассказал о своих взглядах на отношения между женщина­ми и мужчинами, о том, какие требования и ожидания связыва­ются с представителями противоположного пола, каким видится в воображении избранник (избранница). Большинство клиентов от­вечают на такие вопросы с легкостью, но то, что они говорят, довольно однотипно. Это традиционные стереотипные суждения о мужественности и женственности, сопровождающиеся требовани­ями соблюдать соответствующие паттерны поведения во взаимоот­ношениях. Например, женский паттерн — демонстрация холодно­сти и неприступности в отношениях с мужчиной, стремление ничем не проявить свою заинтересованность в партнере, чтобы не уронить своего достоинства, своей "женской гордости", сочетающееся с жесткими требованиями к мужчинам: постоянная активность, про­фессиональные достижения, рыцарское отношение к женщинам. Мужской вариант столь же прямолинеен и ригиден: женщина дол­жна быть красивой, нежной, отзывчивой, но при этом независи­мой, нетребовательной, чтобы не уделять ей слишком много вни­мания и иметь возможность быть независимым и свободным от нее, но уверенным в ее любви и верности партнеру. Важное условие в отношениях с женщиной для таких клиентов — высокая оценка собственной мужественности и признание превосходства мужчин над женщинами.

Люди, разделяющие подобные взгляды, в сущности, загоняют себя в своеобразную "ловушку": с одной стороны, в жизни встре­чается мало мужчин и женщин, удовлетворяющих таким высоким требованиям (профессиональная успешность, красота и т.д.), с другой стороны, их собственное поведение, основанное на соот­ветствующих представлениях (демонстрация недоступности или уве­ренность в собственной непогрешимости), отнюдь не способствует установлению близких отношений и их развитию. От таких клиен­тов часто можно услышать заявления типа: "Я никогда сама не зво­ню мужчинам" или "Как я могу рассказать женщине о своих чув­ствах или проблемах — это же признак слабости!". Доказательства того, что именно описанные выше традиционные взгляды являются одним из важнейших препятствий на пути успешного общения с представителями противоположного пола, легко обнаружить в рас­сказах клиентов и в том, как обычно отзываются о них партнеры по общению.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Больше по теме: