Анализ эмоциональных переживаний

Страница 3

Эмоции всегда присутствуют в рассказе, причем как более по­верхностные, легко осознаваемые, так и более глубокие, скрытые от самого рассказчика. Своеобразными знаками эмоций в речи являются прежде всего наречия и прилагательные, глаголы, обо­значающие отношение к чему-либо, а также качество действия. Поясним это на примерах. "Я услышал звонок и медленно подо­шел к телефону". Эмоционально наиболее заряженным словом здесь является слово "медленно". Все остальные слова описывают ситуацию, они конкретны и просты, за ними трудно усмотреть какой-то двойной смысл. Но за "медленно" стоит нечто большее — напряженность ожидания, возможно — страх услышать неприятное известие или что-то еще. Акцентируя, уточняя это слово, консуль­тант может выйти на уровень отсутствующих в рассказе переживаний. Достаточно спросить клиента: "Медленно ., почему?", ис­пользуя технику кратких вопросов, о которой уже говорилось выше.

Приведем другой пример: "Когда они между собой ругаются, я обычно молчу". Услышав подобное заявление, соблазнительно начать спрашивать клиента о том, как обычно проходят подобные ссоры, кто в них виноват и т.д. Но такая дополнительная инфор­мация часто не приоткрывает завесы над внутренней реальностью клиента, ключ к которой скрывается здесь за словом "молчу", за которым стоят переживания клиента по поводу происходящей ссо­ры и его отношение к участникам конфликта. Для того чтобы ра­зобраться в этом, клиента можно спросить: "Молчите . отчего?".

Акцентирование эмоционально окрашенных слов — это всего лишь первый шаг к пониманию переживаний. Чаще всего непос­редственно следующий за вопросом ответ не будет содержать в себе действительно глубинных и сокровенных эмоций. Он всего лишь приоткроет занавес, но для того чтобы увидеть хотя бы краешек сцены, следует двигаться дальше. В последовавшем ответе также необходимо вычленить наиболее значимые слова и попытаться при­близиться к глубоким переживаниям, стоящим за ними. Такое развитие диалога характеризует одну из важнейших особенностей консультативной беседы — ее нацеленность в глубину, ориентиро­ванность на понимание более глубинных, личностно значимых пе­реживаний.

Использование парадоксальных вопросов

В качестве примера возьмем следующий диалог консультанта с клиентом:

Клиентка: Но я сама никогда не ругаюсь, не спорю со свекро­вью, она мне все это говорит, а я молчу.

Консультант: Молчите . а почему?

Клиентка: А что, собственно, я могу ей сказать? Что она дура и все, что она говорит, абсолютная ерунда?

Консультант: А почему бы вам все это действительно не сказать, раз вы так думаете?

Клиентка: Ну, это грубо, а главное, она все равно ничего не поймет.

Консультант: А что бы вы хотели, чтобы она поняла?

Клиентка: Что я тоже человек, что не такая уж я плохая .

Остановимся на этом моменте в диалоге, а затем через несколько страниц вернемся к нему. Давайте попробуем внимательно проана­лизировать различные формы реплик консультанта. Вторая репли­ка является примером парадоксального вопроса, цель которого — поставить под сомнение то, что клиент считает абсолютно очевид­ным или само собой разумеющимся. Общепризнанные истины типа "грубить нехорошо", "родители всегда лучше знают, что нужно ребенку" обычно служат надежным прикрытием для истинных чувств и переживаний клиента. Наиболее простой способ борьбы с такими высказываниями — поставить их под сомнение, заставить клиента задуматься о том, что лично для него скрывается за подоб­ными сентенциями. Формулировка подобного вопроса обычно до­вольно проста: "А почему бы и не .?" Многим людям требуется лишь небольшой толчок для того, чтобы начать размышлять на ранее не подвергавшуюся сомнению тему.

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме: