Анализ эмоциональных переживаний

Страница 2

О чем бы ни рассказывал клиент, консультанту следует стараться как можно больше узнать о том, что он переживал и чувствовал в соответствующие моменты времени, задавая специальные вопро­сы. По сути своей эти вопросы могут быть очень простыми: "А что вы почувствовали, когда .?", "А как вы на самом деле относитесь к .?". Понять, проанализировать свои переживания нелегко. Ча­сто люди затрудняются отвечать на такие вопросы, ссылаясь на свою забывчивость, невозможность разобраться в себе и пр. И это не просто отговорки. Многим действительно нужна помощь профес­сионала, для того чтобы ответить на подобные вопросы, посколь­ку у таких клиентов нет привычки анализировать себя, нет адекват­ного представления о том, что такое чувства и какова их роль в определении поступков и отношений человека. Да и консультанту не так просто работать на уровне чувств. Существует множество специальных техник, использование которых в процессе беседы может помочь ему справиться с этой задачей. Обсудим некоторые из них поподробнее.

Нередко клиенту трудно представить себе, что можно чувство­вать в той или иной ситуации. Простейший способ помочь ему — предложить альтернативные формулировки ответа. Альтернатив, предлагаемых клиенту для ответа на тот или иной вопрос, не дол­жно быть много — достаточно двух—трех, и, в сущности, даже не важно, как именно они звучат. Цель формулирования альтерна­тив — не поиск правильного варианта ответа, а стимулирование его, демонстрация некоторых образцов, отталкиваясь от которых легче описать собственные чувства.

Умение формулировать альтернативы — важный профессиональ­ный навык. Они должны буквально отскакивать от зубов в нужную минуту. Этот навык во многом зависит от теоретических познаний консультанта в психотерапии и консультировании, поскольку в каждой ориентации предлагаются свои варианты глубинной детер­минации причин поведения человека, основанной на чувствах и переживаниях.

В качестве примера такой достаточно удобной и простой схемы, при помощи которой можно с легкостью формулировать предлага­емые клиенту альтернативы ответов буквально для любой ситуации, приведем детерминацию причин поведения человека, предложен­ную в своих работах К. Хорни. С ее точки зрения, любой поведен­ческий паттерн может быть отнесен к одной из трех условных групп: от людей — уход от межличностных отношений и контактов; к лю­дям — ориентация на взаимодействие и межличностные отношения; против людей — стремление к разрушению контактов и межлично­стных отношений (Homey К., 1937, 1945). Как можно использо­вать эту схему?

Как вы видите, три предложенных К. Хорни варианта поведе­ния и отношений исчерпывают практически все возможные вари­анты. Например, мать ругает ребенка за какой-то проступок. Что же он может сделать в ответ? Обидеться, повернуться и убежать от нее — позиция от людей; почувствовать вину, приласкаться к ней, попросить прощения, обещать больше не совершать таких проступ­ков — позиция к людям; наконец, разозлиться, начать скандалить, грубить, обвинять в чем-то мать — позиция против людей.

Ребенок непосредствен, чаще он ведет себя так, как действи­тельно чувствует. Со взрослым человеком сложнее, его поведение и чувства часто далеки друг от друга. Предлагая альтернативные объяснения, психолог стимулирует человека к размышлениям, к пониманию собственных эмоций. Но существуют ли в рассказе че­ловека о своих проблемах какие-то следы, знаки более глубоких эмоциональных переживаний, ориентируясь на которые начинаю­щему консультанту было бы легче разобраться в том, о каких именно переживаниях может идти речь? Остановимся на этом подробнее.

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме: