Комплексный подход к преодолению заикания.

Материалы » Заикание » Комплексный подход к преодолению заикания.

Страница 2

Внушение (суггестия) — специальный метод психотерапии. Различают внушение со стороны другого лица (гетеросуггестия) и самовнушение (аутосуггестия).

В лечении заикания используются методы внушения в бодрственном состоянии (К. М. Дубровский) и в состоянии гипноти­ческого сна. Эти психотерапевтические методы используются в комплексе с другими медико-педагогическими средствами воз­действия на заикающихся подростков и взрослых.

Одним из видов аутосуггестии является метод аутогенной тренировки. Он применяется при лечении различных неврозов. Путем самовнушения по определенной формуле вызывается со­стояние покоя и мышечного расслабления (релаксация). В даль­нейшем проводятся целенаправленные сеансы самовнушения по регуляции тех или иных нарушенных функций организма. В этом плане оно оказывается полезным и при заикании. Заикающийся овладевает способностью вызывать расслабление мышц, осо­бенно лица, шеи, плечевого пояса, и регулировать ритм дыха­ния, что ослабляет интенсивность судорожных спазмов.

В связи с незрелостью психики и недостаточной концентрацией внимания у детей дошкольного возраста гипнотерапия и аутогенная тренировка с ними не применяются.

Многие специалисты, работая с заикающимися детьми, исполь­зуют игры и упражнения, которые помогают расслабить мышцы рук, предплечья, шеи, ног, лица.

Среди активизирующих методов психотерапии значительное место занимают функциональные тренировки (А. Г. Иванов-Смо­ленский). Они представляют собой тренировку не­рвных и психических процессов, укрепление активности и воли.

Все виды психотерапии заикания направляются на устране­ние психогенных нарушений (страха речи и ситуаций, чувства ущемленности и подавленности, навязчивой фиксации на своем речевом расстройстве, многообразных переживаний в связи с этим и пр.) и на перестройку у заикающегося измененного под влиянием дефектной речи социального контакта с окружающи­ми; на формирование умений владеть собой и своей речью, на перестройку своих личностных качеств.

Педагогическуючасть

комплексного подхода составляет кор­рекционно-педагогическая (логопедическая) работа, которая вклю­чает систему логопедических занятий, воспитательные меропри­ятия, логопедическую ритмику, работу с родителями.

Логопедическая работа рассматривается как система коррек­ционно-педагогических мероприятий, направленных на гармонич­ное формирование личности и речи ребенка с учетом необходи­мости преодоления или компенсации его дефекта.

Логопедическое воздействие в настоящее время осуществля­ется в двух направлениях: прямом и косвенном. Прямое логопе­дическое воздействие реализуется во время групповых и инди­видуальных занятий с заикающимися. Эти занятия предусматри­вают развитие общей и речевой моторики, нормализацию темпа и ритма дыхания и речи, активизацию речевого общения, в слу­чае необходимости развитие слухового внимания и фонемати­ческого восприятия, коррекцию нарушений звукопроизношения, расширение пассивного и активного словаря, совершенствова­ние грамматического оформления фразы. На занятиях у заикаю­щихся устраняют психологические отклонения в поведении, вырабатывают (у школьников, подростков) правильное отношение к дефекту, развивают интеллектуальные способности, этические и нравственные представления, формируют гармонично разви­тую личность.

Индивидуальные занятия проводятся в случае необходимых дополнительных упражнений (коррекция неправильного произношения, бе­седы психологического характера и т. д.).

Косвенное логопедическое воздействие представляет собой систему логопедизации всех режимных моментов для ребенка и отношения к нему окружающих. Особое значение в этой системе имеет речевой режим.

Речевой режим дошкольников осуществляется с помощью взрослых, которые последовательно контролируют переход детей от одного речевого этапа к другому. Речевой режим школьни­ков, подростков и взрослых предполагает выбор ими необходи­мых речевых упражнений, понимание ими требований правиль­ной речи, систематическую тренировку навыков правильной речи в разных условиях.

Речевой аспект логопедических занятий включает регуляцию и координацию дыхательной, голосовой и артикуляторной функ­ций, воспитание правильной речи.

В литературе имеется несколько мнений о методике воспи­тания правильного дыхания. Одни считают, что над дыханием следует специально работать, применяя дыхательные дидакти­ческие упражнения. Другие считают, что ритм дыхания восста­навливается через спокойную плавную речь, т. е. воспитывается неторопливый темп речи и в результате нормализуются все ре­чевые компоненты, в том числе и дыхание. Представители пси­хологической школы считают, что воспитанию речи, а, следова­тельно, и дыхания способствует тренировка воли. В каждом из этих мнений можно найти рациональное, если работу над дыха­нием проводить индивидуально, в зависимости от структуры ре­чевого дефекта.

Страницы: 1 2 3

Больше по теме: