Циклоидный тип

Исследования позволили выделить в подростковом возрасте два варианта циклоидной акцен­туации — типичные и лабильные циклоиды.

Типичные циклоиды

в детстве ничем не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода, а еще чаще в 16-19 лет, когда половое созревание завершается, возникает первая суб­депрессивная фаза. Чаще она проявляется апатией и раз­дражительностью. С утра ощущается упадок сил, все ва­лится из рук. То, что раньше давалось легко и просто, те­перь требует неимоверных усилий. Труднее становится учиться. Людское общество начинает тяготить. Шумные компании сверстников, ранее привлекавшие, теперь избе­гаются. Приключения и риск теряют всякую привлекатель­ность. Прежде бойкие подростки теперь становятся унылы­ми домоседами. Падает аппетит, прежде любимые кушанья перестают вызывать удовольствие. Созвучно настроению все приобретает пессимистическую окраску. Мелкие неприятности и неудачи, которые обычно начинают сыпаться из-за падения тру­доспособности, переживаются крайне тяжело. На замечания и укоры могут отвечать раздражением, даже гру­бостью и гневом, но в глубине души от них впадают в еще большее уныние. Серьезные неудачи и нарекания окру­жающих могут углубить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию интрапунитивного типа с суицидными попытками. Обычно лишь в этом случае подростки попадают в поле зрения психиатра

В субдепрессивной фазе ахил­лесовой пятой становится коренная ломка жизненного стереотипа. Этим, видимо, объясняются присущие цик­лоидам затяжные субдепрессивные состояния на первых курсах высших учебных заведений. Резкое изменение характера учебного процесса, обманчивая легкость первых студенческих дней, от­сутствие ежедневного контроля со стороны преподава­телей, сменяющиеся необходимостью усвоить в короткий срок зачетно-экзаменационной сессии гораздо большего, чем в школе, материала — все это ломает привитый предшествующим десятилетием учебный стереотип. Упу­щенное приходится наверстывать усиленными занятиями, а в субдепрессивной фазе это не приводит к желаемым результатам. Переутомление и астения затягивают суб­депрессивную фазу, появляется отвращение к учебе и умственным занятиям вообще.

Лабильные циклоиды

в отличие от типичных во многом приближаются к лабильному (эмоционально-лабильному) типу. Фазы здесь гораздо короче — два-три «хороших» дня сменяются несколькими «плохими» «Плохие» дни более отмечены дурным настроением, чем вялостью, упадком сил или неудовлетворительным само­чувствием. В пределах одного периода возможны корот­кие перемены настроения, вызванные соответствующими известиями или событиями. Но в отличие от описываемого далее лабильного типа нет чрезмерной эмоциональной реактивности, постоянной готовности настроения легко и круто меняться от незначительных причин.

Как у типичных, так и у лабильных циклоидов реакции эмансипации и группирования со сверстниками усили­ваются в периоды подъема. Увлечения отлича­ется нестойкостью—в субдепрессивные периоды их забрасывают, в период подъема — возвращаются к ним, или находят новые. Выраженные нарушения поведения (делинквентность, побеги из дому и т. п.) циклоидам не свойственны. Но в периоды подъема они могут обнаруживать склонность к алкоголизации в компаниях.

Самооценка характера у циклоидов формируется по­степенно, по мере того, как накапливается опыт «хороших» и «плохих» периодов. У подростка такого опыта еще может не быть и поэтому самооценка может оказаться несо­вершенной.

Циклоидная акцентуация лишь изредка попадает под наблюдение психиатра (обычно это случаи суицидных попыток).

Больше по теме: