Типология и качества мышления

Материалы » Мышление как познавательный процесс » Типология и качества мышления

Страница 4

- это скорость протекания мыслительных процессов.

Самостоятельность мышления

- умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость мышления- способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности.

Инертность мышления- качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

Темп развития мыслительных процессов

- минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.

Экономичность мышления

- число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.

Широта ума

- умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.

Глубина мышления

- умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.

Последовательность мышления

- умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

Критичность мышления- качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

Устойчивость мышления

- качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.

Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции. Эти индивидуальные особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.

Страницы: 1 2 3 4 

Больше по теме: