Понятие психологической защиты в концепции З.Фрейда.

Материалы » Механизмы психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса » Понятие психологической защиты в концепции З.Фрейда.

Страница 1

Впервые З.Фрейд обратился к понятию психологической защиты в работе «Нейропсихология защиты» (1894). Рассмотрим, в контексте какой практической и научной работы и для решения каких проблем было введено это понятие.

Как известно, исторические и логические истоки психоанализа лежат в совместной работе З.Фрейда и И.Брейера по изучению природы истерии и ее лечения. Ее результаты были изложены авторами в работе «Этюды об истерии», основой для которой явилось открытие И.Брейером смысла невротических симптомов. Оказалось, что истерический симптом ведет свое происхождение не из неизвестных источников анатомической и физиологической природы, как это полагало прежнее научное воззрение, но из имеющих высокую эффективную ценность психических переживаний, которые были амнезированы. На основе этого была создана концепция истерии и разработан метод лечения. К.Г.Юнг следующим образом излагает ее: « .травма создает некоторое раздражение, от которого при нормальных обстоятельствах освобождаются отводной реакцией, в случае же истерии травма переживается не во всей полноте, вследствие чего происходит задержание раздражения или вщемление аффекта». Энергия раздражения, постоянно находящаяся наготове, поддерживает симптомы, причем они при посредстве механизма конверсии переводятся в телесную область. «Терапия имела своей задачей, согласно этому воззрению (речь идет о истерии З.Фрейда и И.Брейера), разрядить задержанное раздражение, т.е. в известной мере высвободить конверсированные суммы аффектов из симптомов. Эта терапия носила поэтому подходящее название «очистительной», или катарсической, и ее целью было вызвать отводную реакцию вщемленных аффектов».

В этой концепции отношение между симптомом и сознанием сводится к тому, что симптом может существовать лишь в том случае, если в сознании он замещает некоторые задержанные и амнезированные аффективные переживания. И стоит только бессознательные процессы, замещаемые симптомом, сделать сознательными как симптом исчезает. Отсюда и вытекает особая процедура лечения. Терапевт, обратившись в гипнозе к состоянию психики клиента, когда у того произошла замена содержания сознания симптомом, должен вернуть в сознание то, что было из него изъято вследствие невозможности отреагирования; возвращенное в сознание содержание делает существование симптома невозможным.

Важно подчеркнуть, что терапевтическая практика излечения истерии в гипнозе была определяющей по отношению к теоретическим построениям, дававшим естественнонаучное объяснение полученным феноменам. Затруднения в практике, а именно ненадежность результатов лечения гипнозом, как известно, вынудили Фрейда искать другие пути к достижению катарсиса. В то же время теоретические конструкции вполне удовлетворяли Фрейда и поиск новой практики он вел в рамках старой теоретической модели.

Изыскивая новый метод достижения катарсиса, т.е. перевода травмирующих переживаний из бессознательного в сознание и отреагирование их, З.Фрейд обратился к технике «настаивания» И.Бернгейма. Эта техника «делала возможным в бодрственном состоянии пробудить воспоминание об испытанном сомнамбулизме. Когда он их (пациентов) спрашивал относительно пережитого в сомнамбулическом состоянии, они действительно сначала утверждали, что ничего не знают, но, когда он не успокаивался, настаивал на своем, уверял их, что они все же знают, те забытые воспоминания всякий раз воскресали. Таким путем, без применения гипноза удавалось узнать от больного все то, что было необходимо для установления связи между забытыми патогенными сценами и ставшимися от них симптомами». Ядро этой техники - настроение - стало одним из краеугольных камней психоанализа, что определило директивность и конфликт при взаимодействии психоаналитика и пациента.

Применяя эту технику, З.Фрейд столкнулся с сопротивлением, которое оказали пациенты попыткам врача «бессознательные воспоминания привести в сознание. Чувствовалась сила, которая поддерживала болезненное состояние, а именно сопротивление больного». Именно на этой идее сопротивления Фрейд построил свое понимание психических процессов при истерии. Он предположил, что для выздоровления необходимо уничтожить сопротивление. На основе феноменов сопротивления З.Фрейд вводит понятие вытеснения: «Те самые силы, которые теперь препятствуют, как сопротивление, забытому войти в сознание, в свое время были причиной забвения и вытеснили из памяти соответствующие патогенные переживания. Я назвал этот предполагаемый мною процесс вытеснением и рассматривал его как доказанный неоспоримым существованием сопротивления». Можно заметить, что введенные Фрейдом представления позволили ему осмыслить и объяснить, апеллируя к устройству психики человека, собственную психотерапевтическую практику. В этом смысле они являлись психотехническими схемами (средствами), которые затем трактовались как теоретические представления о самом объекте - психике человека. Действительно, Фрейд вводит понятие вытесненного бессознательного, которое уже по своему определению находится в конфликте с сознанием. Первоначально вытеснение было единственным выделяемым способом защиты. Дифференциация психологической защиты произошла только в 1923 году в работе З.Фрейда «Страх», в которой опять же на основе дифференциации сопротивлений (сопротивление бессознательного, сопротивление из перенесения, сопротивление, исходящее из выгоды от болезни, сопротивление Супер-Эго) он выделил такие способы защиты, как изоляция, отрицание, проекция и др.

Страницы: 1 2

Больше по теме: