МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА» АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Материалы » Аддиктивное поведение у подростков » МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА» АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Страница 3

4) Кого оно боится, кто его враги?

5) Кто его друзья?

Следует обратить внимание на такие показатели:

1) наличие в рисунке элементов татуировок, распространенных среди наркоманов, либо изображений шприца, иглы, маковых головок и т. п.;

2) отсутствие на рисунке опорных частей (лап, ног, постамента и т. п.), либо отсутствие линий, соединяющих их с телом;

3) «вмонтированные» в живую ткань существа предметы (например, электрическая лампочка вместо носа, антенна, «растущая» из головы, два шприца вместо ног и т. п.);

4) наличие алкогольно-наркотической тематики в ответах на вопросы либо в названии животного (например: «живет в конопле», «питается таблетками»; имя — «планокур», «макоед» и т. п.).

Второе экспериментальное задание. Предъявляется мотивационный тест Хекхаузена, состоящий из 6 картинок, на которых изображены производственные или учебные ситуации. Испытуемому выдается по одной картинке (в порядке их нумерации). Каждая следующая картинка предъявляется после того, как составлен рассказ по предыдущей. Ответы испытуемого могут быть не только письменными, но и в устной форме. Ответы в письменной форме дают больше информации об уровне интеллекта, грамотности, учебных навыках обследуемого, однако если тот с неохотой относится к выполнению теста, можно предложить ему отвечать в устной форме. В этом случае обследующий сам конспективно записывает рассказ, составленный испытуемым, отмечая, прежде всего, те моменты, которые будут оцениваться при анализе результатов.

В ходе составления испытуемым рассказа не следует ему задавать наводящие вопросы. Можно только напомнить пункты плана рассказа. При этом третий пункт плана («Что думает, что чувствует каждый изображенный на картинке человек, чего он хочет?») надо напоминать только до выполнения третьей картинки. Если после третьей картинки испытуемый все равно забывает ответить на этот пункт, то это свидетельствует о низком уровне способности к самоанализу, нежелании давать себе отчет в своих действиях, задумываться над своими поступками.

Третье экспериментальное задание. Предъявляется тест фрустрации Розенцвейга. Инструкция и обработка проводится в соответствии с общепринятой, изложенной в литературе.

Четвертое экспериментальное задание. Предъявляется опросник Леонгарда-Шмишека, выявляющий типы психопатий и акцентуаций характера.

Пятое экспериментальное задание. Предлагается методика ТАТ в модификации Л.Н. Собчик (рисуночный вариант).

Шестое экспериментальное задание. Проводится в виде стандартизованной беседы, разработанной в соответствии с методикой «Жизненный путь личности.

Как правило, уже к пятому экспериментальному заданию (а тем более к шестому) между психологом и обследуемым устанавливается хороший контакт, поэтому подросток сам «выходит» на темы, которые для него личностно значимы. Так, например, он рассказывает о сложностях во взаимоотношениях с родителями (друзьями, одноклассниками), о различных событиях, сыгравших роль в его жизни, в том числе и об употреблении алкоголя, наркотиков (« .Вот здесь было плохое событие — попал в милицию. Мы в подвале сидели, в карты играли, потом выпили, «косячок» по кругу пустили — кайф! А тут милиция .»).

Седьмое экспериментальное задание. Предъявляется методика «Тест 20 утверждений на самоотношение.

Восьмое экспериментальное задание. Предлагается модифицированная нами методика Хоппе - Серебряковой «Решение задач на сообразительность различной степени сложности».

Применение метода диагностики позволяет своевременно выявлять подростков "группы риска" и целенаправленно осуществлять коррекцию личностных особенностей подростков, склонных к аддиктивному поведению.

Страницы: 1 2 3 

Больше по теме: