Факторы, влияющие на формирование родительских установок и стилей воспитания.

Материалы » Личностные качества родителей и их влияние на стиль отношения к ребенку » Факторы, влияющие на формирование родительских установок и стилей воспитания.

Страница 1

В последние годы в психологии быстро развивается идея о сильной биологической обусловленности родительского чувства. Для благополучного «запуска» биологической основы материнства существенны три фактора—сензитивный период, ключевые раздражители и импринтинг. Считается, что у матери есть сензитивньй период ма­теринства — первые 36 ч после родов. Если в этот период матери представлена возможность непосредственного общения с новорожденным, так называемый контакт «кожа—кожа», то у матери возникает психологический импринтинг на данного ребенка, интимная душевная связь с ребенком образуется быстрее, бывает более пол­ноценной и глубокой. Дальнейшие исследования тех семей, где не был упущен сензитивный период материнст­ва, показывают, что поведение матерей было спокойным и любящим, дети достоверно чаще улыбались. Детская улыбка в свою очередь мощное поощрение для матери, ключевой раздражитель, запускающий специфическое материнское поведение. Таким образом, вовремя исполь­зованный сензитивный период материнства обращается в кольцо позитивных взаимодействий с ребенком и слу­жит гарантом хорошего контакта, теплой и любящей атмосферы общения матери с ребенком.

Стиль общения с ребенком репродуктивен, он во многом задается семейными традициями. Матери воспро­изводят тот стиль воспитания, какой был свойствен их собственному детству, нередко повторяют стиль своих матерей. Характерологические особенности родителей являются одной из существенных детерминант родительского отношения. В работе А. Адлера впервые был опи­сан тип тревожной матери, устанавливающей с ребенком симбиотическне отношения, опекающей и защищающей его, тем самым парализующей собственную активность и самостоятельность ребенка (Семья в психологическом…, 1989).

На основании клинических наблюдений и эксперимен­тальных психологических исследований А. И. Захаров (А.И.Захаров, 1998) описывает изменения личности родителей, которые относятся главным об­разом к сфере «я». Они нерезко выражены и не ведут к гру­бым нарушениям социальной адаптации, расторможенным и асоциальным формам поведения. У матери и отца есть ряд общих изменений личности, которые можно сгруппировать следующим образом.

«Слабость личности» — повышенная ранимость, затруднения в принятии решений, мнительность, застреваемость на переживаниях.

«Ригидность личности» — болезненно заостренное чув­ство ответственности, долга, обязанности, негибкость, инер­тность и консерватизм, трудность принятия и играния ролей.

«Закрытость личности» — недостаточная общитель­ность и эмоциональная отзывчивость, сдержанность в вы­явлении чувства любви и нежности, подавление внешнего выражения переживаний, преобладание самозащитного типа реакций в ответ на действие фрустрирующих ситуаций.

«Конфликтность личности» — постоянное чувство внут­ренней неудовлетворенности, обидчивость, недоверчивость, упрямство и негативизм.

Также А.И. Захаров дает комплексную характеристику личностных особеннос­тей матерей, чьи дети страдают неврозом (А.И. Захаров, 1982). Наряду с сензитивностью, тревожностью и неуверенностью в себе этих матерей отличает также излишняя пунктуальность, принципиальность в моральных требованиях, ригид­ность мышления, нетерпимость, склонность к образова­нию сверхценных идей, высокая конфликтность в сфере межличностных отношений, недостаточная эмоциональ­ная отзывчивость. У отцов в этих наблюдениях, по данным MMPI, на первый план выступали черты мягкос­ти, пассивности, некоторой минорности общего фона на­строения (А.И. Захаров, 1982). Результатом подобных личностных особенностей является извращенная ролевая структура семьи, в которой мать излишне «мужествен­на» - недостаточно эмоционально отзывчива и эмпатична, зато требовательна и категорична, а отец «женствен» — мягок, раним, не способен управлять ситуацией. Оче­видно, что родители с подобными, характерологическими особенностями представляют ребенку искаженные образ­цы для идентификации и усвоения социальных образцов поведения. Оба родителя обладают также сходной струк­турой неудовлетворенных потребностей — в основном это фрустрация потребности в эмоциональной близости, заостренное желание независимости, сочетающееся со страхом перемен, чувство внутреннего дискомфорта, внутренняя конфликтность и недовольство собой. Однако душевная усталость, неадекватные способы самоутверж­дения не позволяют родителям адекватно увидеть и принять себя такими, какие они есть, искать конструк­тивные пути разрешения собственных конфликтов. Ребе­нок в такой семье выступает в качестве «козла отпуще­ния», принимающего на себя проекции родительских конфликтов, а его невроз становится клиническим выра­жением личностных проблем родителей (А. И. Захаров, 1982).

Страницы: 1 2

Больше по теме: