Родительские стили воспитания и установки.

Страница 2

2. Матери второго типа сознательно старались при­способиться к потребностям ребенка. Не всегда успешная реализация этого стремления вносила в их поведение напряженность, недостаток непосредственности в обще­нии с ребенком. Они чаще доминировали, а не уступали.

3. Матери третьего типа не проявляли большого инте­реса к ребенку. Основу материнства составляло чувство долга. В отношениях с ребенком почти не было теплоты и совсем не было спонтанности. В качестве основного инструмента воспитания такие матери применяли жесткий контроль, например, последовательно и сурово старались приучить ребенка полутора лет к навыкам опрятности.

4. Матери четвертого типа поведения характеризуют­ся непоследовательностью. Они вели себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, допускали много ошибок в воспитании, плохо понимали своего ребенка. Их прямые воспитательные воздействия, так же как и реакция на одни и те же поступки ребенка, были проти­воречивыми.

По мнению С. Броди, наиболее вредным для ребенка оказывается четвертый стиль материнства, так как постоянная непредсказуемость материнских реакций лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира и провоцирует повышенную тревожность. В то время как сензитивная, принимающая мать (первого типа), безошибочно и своевременно реагирующая на все тре­бования маленького ребенка, как бы создает у него бессознательную уверенность в том, что он может конт­ролировать действия других и достигать своих целей.

Если в материнском отношении преобладает отвер­жение, игнорирование потребностей ребенка из-за по­груженности в собственные дела и переживания, у ребенка возникает чувство опасности, непредсказуемости, неподконтрольности среды, минимальной собственной ответственности за ее изменения в направлении обеспечения комфортного существования. Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствует возникно­вению чувства «выученной беспомощности», что впос­ледствии нередко приводит к апатии и даже депрессии, избеганию новых ситуаций, и контактов с новыми людь­ми, недостатку любознательности и инициативы.

Описанные типы родительского (прежде всего мате­ринского) отношения в значительной мере инициируются самим младенцем, а именно необходимостью удовлетворе­ния базальных потребностей в афиляции (присоединении) и безопасности. Все они могут быть расположены в кон­тинууме «принятие — отвержение». Можно выделить и более сложные типы родительского отношения, адре­сованные ребенку более старшего возраста (3-6 лет), где важным социализирующим моментом начинает вы­ступать параметр воспитательного контроля.

А. Болдуин выделил два стиля практики родитель­ского воспитания — демократический и контролирую­щий (см.: Семья в психологической…., 1989).

Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребует­ся, одновременно верой в успех самостоятельной дея­тельности ребенка; ограничением собственной субъектив­ности в видении ребенка.

Контролирующий стиль включает значительные огра­ничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинар­ных мер.

Оказалось, что в семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризовались умеренно выражен­ной способностью к лидерству, агрессивностью, стремле­нием контролировать других детей, но сами дети с трудом поддавались внешнему контролю. Дети отличались так­же хорошим физическим развитием, социальной актив­ностью, легкостью вступления в контакты со сверстни­ками, однако им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Больше по теме: