Группы встреч (как разновидность групповой психотерапии).

Материалы » Клиническая психология » Группы встреч (как разновидность групповой психотерапии).

Страница 11

Для начала руководитель может предложить серию упражнений, к-е фокусируют внимание на осознании текущего момента. После выполнения добровольцу предлагают занять место на горячем стуле. Он должен придерживаться здесь и теперь, и давать подробный отчет о том, что ему при этом удается сознавать. Р-ль никак не интерпретирует сказанное и не задает никаких вопросов. Чтобы добиться успеха, сам р-ль должен придерживаться здесь и теперь (ЗИТ).

Группа может служить средством Ψ поддержки участников. В группе необходимы как «трудяги», так и наблюдатели «зеваки». Некоторые р-ли ждут , когда атмосфера сочувствия и сплоченности сложится в группе сама, другие целенаправленно формируют ее, применяя специальные упражнения. Группа может создавать условия для осознания участниками переживаемого или ЗИТ опыта. Группа может служить основой для получения участниками опыта в рамках принципа ЗИТ, как стимул к переживанию участниками ситуации ЗИТ. Группа может выступать как активный соучастник индивидуальной работы каждого члена группы, вносящий нее элемент драматизации. : член группы может принимать участие в работе любого другого, играя роли. Задача таких помощников – сделать более насыщенным текущее переживание. Участники могут проецировать на исполняемые роли свои проблемы. Группа и происходящие в ней взаимодействия как динамичный и неизменно актуальный процесс: обычно ГГ создает фон, необходимый для индивидуальной работы. Бывает, что члены группы фокусируют внимание на групповом аспекте получаемого опыта, и тогда групповые проблемы выходят для них на первый план.

Характерные для ГГ процедуры можно, в соответствии с их функциями, разделить на 6 категорий: они применяются для: 1) развития способности осознания. 2) интеграции полярностей. 3) облегчения доступа к чувствам. 4) работы с фантазиями 5) развития чувства ответственности 6) преодоления сопротивления. Процедуры ГТ действенны, они позволяют в кратчайшие сроки выявить особенности своего Я. Руководителю ГГ необходимо соблюдать баланс м\у конфронтацией, фрустрацией и поддержкой.

Развитие осознания: осознание процессов, протекающих во внутренней и внешней зонах. Эти упражнения фокусируют внимание на текущем моменте. Р-ль предлагает закрыть глаза и сконцентрироваться на соматических ощущениях, при этом участники повторяют «сейчас я осознаю….». Затем – сосредоточить внимание на внешней зоне, повторяя ту же фразу. Так можно научиться справляться с не нашедшими завершения в прошлом эмоциональными переживаниями и не испытывать при этом чувства внутреннего сопротивления. При выполнении Г-упражнений важно работать именно с процессом осознания. В ГГ на участников не оказывают особого давления. С помощью упражнений на осознание р-ль побуждает членов группы, чтобы они воспринимали информацию из внешнего мира, никак не интерпретируя, не оценивая и не стараясь сохранить в памяти ее. (Здесь сходство с медитацией. ) Осознание лежит в основе м-ки горячего стула: ослабляется отвлекающие эффекты средней зоны, в результате участники более спонтанны и сосредоточены на настоящем. Р-ль может обратить внимание участников на значимые формы из невербального поведения. Если невербальное поведение одного участника является реакцией на другого, первого можно попросить, чтобы он обратился ко второму прямо.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Больше по теме: