Личностные расстройства: семейный генез, структура личности, психотерапевтические подходы.

Материалы » Клиническая психология » Личностные расстройства: семейный генез, структура личности, психотерапевтические подходы.

Страница 4

6.Обсессивно-компульсивные ЛР.

Считается типично мужским. В первый раз проявляется в подростковом возрасте: озабоченность порядком, правилами, стремление к собственному совершенству и контролю (не детское) Þ хорошо учатся, в компаниях – роль третейских судей, миротворцев т.к. выглядят взрослее. М.б. отверженными т.к. специфические интересы, не играют в авантюрные игры, не сбегают с уроков. Поглощенность деталями, списками, правилами, планированием в такой степени, что основная цель работы теряется. Стремление к совершенству к-е мешает выполнить работу (не закончат к определенной дате т.к. найдется масса недоделок, годами не заканчивают работу над диссертациями). Чрезмерная загруженность работой в ущерб отдыху. Чрезмерная совестливость, скрупулезность, отсутствие гибкости в вопросах морали, этики нравственности. Неспособность избавляться от ненужных вещей. Нежелание и неумение делить ответственность – работу выполняет всегда сам. Скупы – и по отн-ю к себе и к другим. Ригидность и упрямство. (4 признака – ОКР).

Этиология: излишняя строгость, требовательность, стремление к чистоте, выполнение всего строго по расписанию присущее матерям ОК. они часто строгие, жесткие, эмоц холодные. Черты ОК закладываются на анальной фазе (приучение к горшку). Темы ответственности, долга, контроля и чувство вины. Реб-к + подкрепляется когда хорошо себя ведет, тогда, когда трудится. Или если считается, что получать удовольствие опасно (чем ↑ тем ↑жесткость контроля). +отношение родит-лей к детской мастурбации, воровству и т.д.ОК матери накажут, прочтут нотацию, запретят. Связано и с тем, что они пытаются контролировать все сферы жизни реб-ка. (в патологических случаях вплоть до выделительных в-ций – если раз в сутки не сходил – будет клизма Þ тотальный контроль и изнутри.) на это реб реагирует регрессом, протестом, ведет себя как младенец, что ведет усиление контроля матери. У реб возникает чувство, что он грязный (описал Фрейд), плохой Þ нужно стать лучше и чище а для этого надо много работать. Внутри ОК это ребенок, к-й чувствует себя грязным неумехой, неряхой.

Защитные мех-мы: основываются на формальной логике – интеллектуализация, формализация. Хар-на изоляция – отделение аффекта от самого себя, благодаря чему не переживают слишком сильный аффект. Сдержанность – основная ведущая черта. Склонность к образованию ритуалов – навязчивый счет, разбор предметов по порядку и т.д. сдерживают свою агрессию Þмасса соматических симптомов, аутоагрессия. Образование навязчивости – мытье рук, ненавидят животных и т.д.

7.Депрессивное ЛР

. Непреходящая печаль, сниженная энергетика, неспособность радоваться обычным удовольствиям, вегетативные нарушения (проблемы питания, сна и саморегуляции). Фрейд противопоставил нормальному переживанию горя: в депрессии то, что переживается как потерянное или разрушенное является частью самого себя. Когнитивные, аффективные, сенсорные процессы и воображение, к-е резко тормозятся при внезапной клинической депрессии, в психике действуют хроническим, организующим, самостабилизирующим образом. ДЛ часто бывают полными, любят есть, пить, курить, гворить, целоваться и получать другие оральные удовольствия. ДЛ в депр-ом состоянии направляют большую часть своего негативного аффекта на самого себя, ненавидя себя вне всякого соотнесения со своими актуальными недостатками. Вместо гнева чувствуют вину - Главный аффект + печаль. Великодушны, чувствительны, терпеливы к недостаткам других.

Этиология: есть гипотеза о передаче генетически. Другая – поведение родителей создает основу для дистимических реакций детей. Классическая теория – люди становятся фиксированными на той инфантильной стадии, в течение которой они были избалованы или подвергались депривации, депрессивные индивиды рассматриваются как люди, пережившие слишком раннее или внезапное отнятие от груди или другую раннюю фрустрацию, к-я превзошла их способности к адаптации. + дети проецируют свои реакции на объекты любви, к-е покидают из, воображая, что те покидают их, чувствуя гнев или обиду. Þидеализируется потерянный объект, вбирается в себя все негативные аффекты, в ощущение собственного Я. Ранняя потеря не всегда м.б. явной, если р-к уступает давлению родителя и отказывается от зависимого поведения до того , как будет эмоционально готов сделать это. Процесс сепарации – индивидуации в Д динамике когда боль матери в связи с ростом ее ребенка столь сильна, что она или цепляется за него и вызывает чувство вины (Мне будет одиноко без тебя), или контфобически отталкивает ребенка от себя (Почему ты не можешь играть самостоятельно). В первой ситуации дети остаются с чувством, что нормальное желание быть агрессивным и независимым причиняет боль. Во втором – они научаются ненавидеть свои естественные стремления к независимости. В обоих случаях часть своей личности переживается как плохая.

Страницы: 1 2 3 4 5

Больше по теме: