Роль терапевтических историй в психологической помощи детям

Материалы » Использование метафор и историй с целью наведения транса » Роль терапевтических историй в психологической помощи детям

Использование терапевтических метафор в семейной терапии является эффективным методом. Они нашли своё место и как метод психологической помощи детям. Применение разнообразно: жестокость родителей, энурез, школьное воспитание, приемные родители, пребывание в больнице, поведенческие и эмоциональные проблемы, школьные проблемы и фобии и др. Используя привычную для ребенка форму, терапевтическая метафора прячет свою истинную цель в ткани рассказа; ребенок воспринимает только описываемые поступки и события, не задумываясь о скрытом в них смысле.

По-моему, очень интересно написано о возможных вариантах использования метафор в книге «Терапевтические метафоры для детей и “внутреннего ребёнка”». Например, методика “обоюдного рассказа” Гарднера. Сначала ребёнку предлагается сыграть в игру, сочинив “с нуля” увлекательный рассказ, в котором есть начало, середина и конец и при этом содержится определённое поучение. Психотерапевт учитывая полученную из рассказа информацию, сочиняя свой рассказ с теми же действующими лицами и той же фабулой, но вплетая в ткань повествования моменты "более здоровой адаптации", которые отсутствуют в рассказе ребенка.

Психологи-консультанты отмечают в периодике, что для терапевтической работы с детьми подходят мульт-сериалы, которые легко превращаются в терапевтические, многосерийные, с любым необходимым продолжением в контексте непрерывных приключений любимых героев сериала. Многие дети предпочитают пересказы волшебных сказок, и лучшим материалом оказывается любимая сказка. Сам выбор – предпочтение той или иной сказки – даёт обычно дополнительную информацию как о клиенте, так и о проблемной ситуации и о путях работы с ней.

Подытоживая, приведу мысль Милтона Эриксона: лечение детей основывается на тех же принципах, что и лечение взрослых; надо использовать их естественную “жажду новых ощущений и открытость новому знанию”.

Говоря о метафорах и терапевтических историях непосредственно с точки зрения наведения транса, то рекомендуется делать рассказ более длинным, вставлять косвенные внушения, использовать все модальности опыта, комбинировать различные моменты опыта. Особенно рекомендуется включать в истории, используемые для наведения транса, такие темы, как:

1) длинные поездки на автомобилях или поезде;

2) массаж или стрижка в парикмахерской

3) мечтание

4) слушание скучной лекции, чтение интересной книги

и тому подобное – потому что эти и аналогичные темы содержат ситуации, где состояние транса возникает естественным образом.

Многие практикующие психологи совмещают терапевтические истории с введением клиента в состояние лёгкого транса при помощи методик, взятых из нейролингвистического программирования. В трансовом состоянии, как известно, восприимчивость значительно увеличивается. Желательно, чтобы продолжительность рассказа составляла не менее двадцати-тридцати минут. Ключевые слова выделяются интонацией, изменением тона голоса. Часто используется работа с репрезентативной системой клиента, уделяя особое внимание “предикатам” его ведущей репрезентативной системы. Чтобы клиент получил по возможности глубокое и полное переживание рассказываемой ему терапевтической истории, используются слова, характерные и для других репрезентативных систем.

Чтобы ускорить нарушение сознательного состояния гипнотизируемого, на начальной стадии гипнотического внушения может быть использован прием запутывания. Рассказы сами по себе уже сбивают клиента с толку, выводя его из равновесия. Слушателя вынуждают вникать в смысл рассказа, осознавать применительно к себе его посыл. Дело еще больше запутывается тем, что рассказы многозначны по смыслу и имеют определенный подтекст. Истории отвлекают и расшатывают обыденное сознание и тем самым способствуют погружению пациента в гипнотическое состояние. Клиент становится более открытым и более восприимчивым ко внушению.

Таким образом, терапевтические истории можно использовать для моделирования гипнотического состояния. Например, консультант рассказывает новичку об ощущениях человека, побывавшего в состоянии гипноза. История подбирается и излагается таким образом, что новичок подсознательно переносит на себя гипнотические ощущения пациента, уже “умудренного” опытом погружения в гипноз. Таким образом, психолог достигает косвенного внушения.

Существует другой способ моделирования гипнотического состояния, когда с помощью целенаправленного рассказа клиента убеждают (осознанно или недирективно) в том, что он сам может воспроизвести некоторые явления классического гипноза. Например, в книгах описывается один из способов внушения Милтона Эриксона, где он обсуждает занятия в начальной школе, когда дети знакомятся с буквами алфавита и учатся запоминать их по памяти и визуально, не осознавая самого процесса запоминания. Подобное обсуждение выявляет ряд моментов гипноза, таких как возрастная регрессия, диссоциация и галлюцинация. Одновременно такая беседа способствует большей самопогруженности и внутренней фиксации внимания.

Больше по теме: