Анализ теории памяти и проблемы способностей.

Материалы » Индивидуальные особенности памяти и их связь со способностями » Анализ теории памяти и проблемы способностей.

Страница 3

Рассмотрим теперь некоторые особенности и взаимосвязь двух основных видов памяти, которыми человек пользуется в повседневной жизни: кратковременной и долговременной. Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и обнаруживает тенденцию сохранению в течение всей жизни.

Им в первую очередь определяется механическая память, её возможности с особенностями кратковременной памяти, обусловленными органичностью его объема, связано такое свойство как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуального органического объёма кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там. Это происходит тогда, когда человеку приходится иметь дело с такой информацией, которую он не в состоянии полностью запомнить и которая ему предъявляется непрерывно и последовательно.

Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, ненужная отсеивается и остаётся потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузка долговременной памяти изменёнными сведениями. Кратковременная память имеет большое значение для организации мышления; материалом последнего, как правило, становятся факты, находящиеся или в кратковременной, или в близкой к ней по своим характеристикам оперативной памяти.

Данный вид памяти активно работает в процессе общения человека с человеком. Установлено, что в том случае, когда впервые встретившиеся люди просят рассказать о своих впечатлениях друг, о друге, описать те индивидуальные особенности, которые они во время первой встрече увидели друг в друге, в среднем ими называется такое количество черт, которое соответствует объёму кратковременной памяти, т.е. 7±2. Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и отложится лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра, который пропускает нужную уже отобранную информацию в долговременную память.

Переход информации из кратковременной в долговременную связан с рядом особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единиц информации, поступившей через органы чувств, они-то и проникают в первую очередь в долговременную память. Сделав сознательное усилие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на более длительный срок, чем несколько десятков секунд. Тем самым можно обеспечить перевод из кратковременной в долговременную память такое количество информации, которое превышает объём кратковременной памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путём повторения.

Обычно в долговременной памяти оказывается лишь то, что находится в сфере внимания человека. Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, т.е. отражение запоминаемого материала в виде определённых последовательно расположенных символов в слуховой и зрительной системе человека. Например, когда мы запоминаем нечто такое, что можно обозначить словом, то мы этим словом, как, правило, пользуемся, мысленно произнося его про себя несколько раз, причём делая это или осознано, продумано или неосознанно, механически. Если требуется зрительно запомнить какую либо картину, то, внимательно посмотрев на нее, мы обычно закрываем глаза или отвлекаем внимание от разглядывания для того чтобы сосредоточить его на запоминание. При этом мы стараемся мысленно воспроизвести увиденное, представить его зрительно или выразить его смысл словами. Часто для того, чтобы нечто действительно запомнилось, мы стараемся по ассоциациям с ним вызвать у себя определённую реакцию. Порождение такой реакции следует рассматривать как особый психофизиологический механизм, способствующий активизации и интернированию процессов, служащих средством запоминания и воспроизведения. Память лежит в основе способностей человека и является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме: