Техника конструктивных переговоров

Страница 7

Так, к числу наиболее типичных примеров может быть отнесе­на ситуация, когда один из супругов постоянно напоминает друго­му, что и как надо сделать, считая, что такого рода высказывания помогают разобраться в ситуации и сделать все лучше и быстрее. Партнер же воспринимает эти высказывания как демонстрацию власти и стремление к доминированию и управлению со стороны супруга и соответственно реагирует на них, отказываясь что-либо делать, отговариваясь, доказывая нечто и т.д. К сожалению, люди часто приписывают себе большее понимание того, что говорит парт­нер (хотя нередко в той или иной мере это действительно соответ­ствует истине), чем понимают и рефлексируют собственную пози­цию, поскольку критично относиться к себе сложнее, чем критиковать другого. К тому же многие, ориентируясь на содержа­ние (или псевдосодержание) своих высказываний, редко задумы­ваются о тоне, которым они их произносят.

Между тем тон, как и любая невербальная коммуникация, яв­ляется могучим "увеличительным стеклом", как нельзя лучше про­являющим то, что именно человек хочет сказать. Расхождение вер­бальных и невербальных компонентов общения встречается не так уж редко. Большинство же людей в такой ситуации более склон­ны ориентироваться и доверять тому, как что-то говорится, а не тому, что именно говорят. Проблема расхождения тона и содержа­ния, как известно, подробно разрабатывалась Грегори Бейтсоном, и этот феномен получил специальное название "двойной связи" (Bateson G., Jackson D.D., Haley J., Weakland J., 1956).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Больше по теме: