Поведение, затрудняющее общение с другими людьми

Материалы » Индивидуальное и семейное психологическое консультирование » Поведение, затрудняющее общение с другими людьми

Страница 2

Консультант: Как вы думаете, что вам следовало бы сказать в ситуации, о которой мы только что говорили, что было бы прият­но услышать вашему партнеру?

Клиентка: Я не знаю.

Консультант: А что в таком случае вам самой было бы приятно услышать в ответ?

Клиентка: Ну, что-нибудь типа: "Как мне было хорошо, боль­шое спасибо".

Консультант; Вам было бы этого достаточно?

Клиентка: Ну, пожалуй, можно было бы добавить, что мне было бы приятно, если бы меня пригласили еще раз.

Консультант: Ну, и как бы вы это сказали? и т.д.

Стоит отметить еще раз, что позиция консультанта при таком поведенческом анализе несколько иная, чем в ситуациях выслуши­вания клиента и анализа его проблем. Он должен быть более акти­вен, эвристичен, в случае необходимости способен сам предлагать клиенту какие-то слова и выражения, но так, чтобы тот обязательно имел возможность "примерить" их на себя. В случае необходимо­сти консультант может даже разыграть с собеседником "сцену из жизни", демонстрируя возможные способы поведения или давая обратную связь за партнеров клиента. Конечно, результат такого разговора — это не какая-то конкретная фраза или слова, а лишь ориентир, модель того, как следует клиенту вести себя в подобных ситуациях.

Подводя итог обсуждению консультирования клиентов с труд­ностями общения, нельзя не упомянуть, что есть и другой, не менее успешный путь работы с такими проблемами. Это групповые за­нятия в форме тренинга сензитивности. По сравнению с индиви­дуальными встречами, они имеют определенные преимущества (хотя, как водится, и не лишены некоторых недостатков). Так, в группе клиент может получить обратную связь непосредственно от окружающих, а не через те высказывания, которые он слышал о себе когда-то. Здесь также могут быть отработаны новые формы поведения, человек получает возможность убедиться в том, что такие же проблемы есть не только у него, но и у других, и уже за счет этого уровень тревоги и беспокойства в ситуациях общения может снизиться. Групповые занятия помогают также найти дру­зей, с которыми трудности в общении будут минимальными (Пет­ровская Л.А., 1982). Направляя клиента на групповые занятия, психолог должен иметь в виду, что существуют категории людей, для которых подобные занятия могут оказаться не столько полез­ными, сколько вредными и опасными. Это люди с теми или ины­ми физическими дефектами; люди с серьезными личностными и невротическими расстройствами; те, кто находится в ситуации тя­желых, кризисных переживаний, связанных с потерей близких, жизненными трудностями и т.д. Для подобных клиентов необходи­мы групповые занятия вместе с людьми со сходными дефектами или находящимися в аналогичном состоянии, проводимые по специаль­ной программе.

Особенно эффективным бывает сочетание индивидуальной бе­седы и групповой работы. В ходе индивидуальной консультации психолог может помочь клиенту более четко определить, с чем свя­заны его сложности и проблемы в общении, выделить ситуации, в которых трудности проявляются, и сформулировать наиболее кон­структивные ожидания по отношению к работе в группе. По окон­чании групповых занятий с клиентом имеет смысл встретиться еще раз, чтобы выяснить, насколько полезными и успешными были для него эти встречи, не осталось ли после них каких-то вопросов или проблем, которые следует специально обсудить. Часто групповые занятия служат также хорошим стимулом для клиента, чтобы бо­лее серьезно заняться своими проблемами и обратиться за помощью к психотерапевту.

Страницы: 1 2 

Больше по теме: