Трудности общения

Страница 2

Консультанту необходимо обратить внимание на следующие эле­менты рассказа: 1) поведение, эмоциональные переживания и объяснение причин трудностей; 2) представление клиента о том, как его воспринимают другие, включая их поведение, их предпо­лагаемые объяснения причин поведения клиента и эмоциональные реакции, которые он у них предположительно вызывает; 3) оцен­ка клиента другими людьми, высказывавшаяся когда-либо ему ("об­ратная связь", которая не всегда явно, но обычно присутствует в общении и часто отмечается и запоминается).

Причины трудностей, а также сами трудности, возникающие в общении, весьма различны. Для удобства изложения выделим три большие группы проблем общения, обозначенные нами по анало­гии с тремя уровнями установки, известными в социальной пси­хологии (Андреева Г.М., 1980):

1) поведение, осложняющее процесс общения;

2) эмоциональные переживания, затрудняющие процесс об­щения;

3) установки, деструктивно влияющие на процесс общения.

Подобное разделение является весьма условным: трудности, возникающие на одном из уровней, в той или иной степени за­трагивают и остальные. Но часто у консультанта возникает не­обходимость, в силу различных обстоятельств (среди которых и ог­раниченность времени приема, и неподготовленность клиента), сконцентрировать свое внимание лишь на одном наиболее ярком аспекте проблемы.

Не следует забывать, что в большинстве случаев за трудностями общения легко прослеживаются более глубокие личностные пробле­мы клиента. Однако стремиться работать на более глубоком уров­не, связанном с детскими и юношескими дружбами и знакомства­ми, особенностями родительской семьи и т.д., не следует. Не только в силу того, что к такой работе большинство консультантов не подготовлено (о специфике такой подготовки уже говорилось в первой главе), но прежде всего в связи с тем, что к этому не под­готовлено и большинство клиентов, ожидающих от психолога не­медленной помощи и не рассчитывающих на длительную, требую­щую больших душевных и материальных затрат, психотерапию. Тем более, что даже на самом поверхностном уровне, с помощью кор­рекции поведения или установок, можно в значительной степени способствовать решению проблем клиента.

Итак, рассмотрим, что может сделать консультант для коррек­ции проблем общения, и остановимся более подробно на каждой из трех групп трудностей.

Страницы: 1 2 

Больше по теме: