Первая фаза расспроса клиента

Страница 3

Концептуальное видение того, о чем говорит клиент, значитель­но облегчает работу, позволяет лучше интерпретировать материал, быстрее находить то, что может помочь в сложившейся ситуации, оперировать большим количеством идей в понимании происходя­щего. А чем больше идей в гипотезе возникает у консультанта по поводу тех или иных высказываний клиента, тем больше он про­фессионально оснащен, тем легче ему работать. Но профессионал должен уметь не только осмыслять то, что говорит клиент, но и передавать, формулировать свое видение ситуации таким образом, чтобы обратившийся за помощью человек сумел понять и принять его. Вербально выраженная консультантом гипотеза является ин­терпретацией. Интерпретация — краеугольный камень психотера­пии, поворотная точка процесса консультирования. Впервые на­чавший писать об этом 3. Фрейд вряд ли мог представить себе, сколько книг и журналов в дальнейшем будет посвящено влиянию интерпретации на клиента. В учебниках и публикациях по консуль­тированию и психотерапии гипотезам и возможностям их вербаль­ного выражения, то есть интерпретациям, уделяется особое вни­мание, широко практикуются разного рода специальные тренинги и обсуждения, позволяющие психологам научиться выдвигать ги­потезы и вербально формулировать их, проводятся многочисленные исследования, направленные на прояснение того, когда, что и как лучше всего говорить клиенту.

Одно из важных различий психологического и врачебного при­ема состоит в том, что в медицине диагноз ставит один человек — врач и сообщает его другому — пациенту, консультант же осуществляет выбор более конструктивной позиции совместно с клиен­том. Описываемый процесс можно пояснить следующей метафо­рой: гипотезы и интерпретации консультанта и взгляд на пробле­му, который в итоге принимается клиентом, отличаются как платье-полуфабрикат стандартного размера и платье из той же тка­ни и того же фасона, но специально сшитое для данного челове­ка. Принятая клиентом гипотеза обрастает множеством значимых и характерных только для него фактов и переживаний, то есть она максимально индивидуализируется.

Прежде чем давать интерпретацию, пытаться изменить представ­ление клиента о происходящем, консультант должен сначала сам для себя достаточно однозначно сформулировать, что же происхо­дит в жизни клиента, то есть, проверяя возникшие у него гипоте­зы, он должен остановиться на одной, наиболее подходящей дан­ному человеку в конкретной ситуации. Проверка же возникших гипотез является основным содержанием работы консультанта на следующем этапе беседы.

Страницы: 1 2 3 

Больше по теме: