Стадии родительства

Материалы » Зрелость » Стадии родительства

Каждый критический для ребенка период создаёт или вызывает в от­вет критический период для родителей. Галински описывает интерактивный процесс в виде 6 отдельных стадий родительства:

На

стадии формирования образа

,

длящейся от зачатия до рождения ребёнка, супруги пытаются представить себе, какими родителями они будут, оценивая свои ожидаемые действия согласно собственным стандартам идеального родителя.

На стадии выкармливания

,

продолжающейся до момента, когда ребенку исполняется примерно 2 года (пока он не начнет говорить «нет»), у родителей формируется чувство привязанности к своему малышу, и они науча­ются соизмерять эмоциональное участие и время, которое они отдают супругу, работе, друзьям и своим родителям, с потребностями младенца (8).

На стадии авторитета

,

в период времени, когда ребёнку примерно от 2 до 5 лет, супруги начинают задаваться вопросом, какими родителями они были и какими будут. Прогресс здесь бывает в том случае, когда родители осознают, что они - и их дети - не всегда соответствуют созданному идеальному образу.

На интерпертативной стадии

,

приходящейся на годы среднего детства, родители вынуждены проверять и пересматривать многие из устоявшихся положений. Когда их дети становятся подростками, родители переходят на стадию взаимозависимости, на которой они должны подвергнуть ревизии свои властные от­ношения с теперь уже почти совсем взрослыми детьми. Эти отношения могут стать сопер­ничающими или превратиться в партнёрские (8).

Наконец, на стадии расставания,

когда выросшие дети уходят из дома, родителям приходится не только «отпускать их», но и браться за трудную и порой неприятную задачу критического осмысления того, какими родителями они были. На каждой стадии родители должны суметь разрешить свои внутренние конфликты на новом, более высоком уровне интеграции, иначе они могут просто не справиться с охватившими их труд­ностями. Это неснятое напряжение может негативно сказаться на супружеских отношениях или на способности эффективно выполнять родительские функции.

Однако родители, которым не удаётся сладить с детьми на какой-то стадии развития, могут вполне успешно управляться с ними на другой стадии. Например, родители, испыты­вающие трудности с младенцами, могут справиться с воспитанием дошкольника или подро­стка. Может быть верно и обратное: родитель, уверенно чувствовавший себя с беспомощ­ным малышом, может иметь множество проблем с добивающимся независимости подрост­ком.

Семейные пары должны принимать решения и улаживать конфликты таким образом, чтобы каждый из суп­ругов мог оставаться целостной и уважающей себя личностью. Системы, в которой один че­ловек постоянно занимает господствующее положение, второй ради этого приносит себя в жертву, оказываются недолговечными. Дополнительные осложнения, порождаемые бунтующими и стремящимися к независимости подростками, например, требуют, чтобы супружеская и семейные системы видоизменились и предоставили больше свободы этой части автономной личности. Семейная система, отличающаяся излишней жесткостью или недостаточностью структурированная, не способна удовлетворить развивающиеся потребности.

Вывод:

1. На каждой стадии семейного цикла родители должны не только справляться с новы­ми проблемами и запросами своих растущих и развивающихся детей, но, кроме того, пре­одолеть трудности, возникающие в супружеской и семейной системах.

Больше по теме: