Основные периоды и факторы развития духовности

Материалы » Зрелость » Основные периоды и факторы развития духовности

Страница 2

Значением и смыслом наделяются не только предметы и явления внешнего мира, но и эмоции и эстетические восприятия ребёнка.

Одновременно с раскрытием сферы значений и смыслов начинает формироваться моральное мироощущение. И если в раннем детстве ребенок свободен от диктата действительности, то освоение значений и смыслов влияет на его поведение, оно начинает детерминироваться этими значениями. Особенно следует вы­делить моральную сферу, которая по мере взросления ребенка играет всё большую роль. Поведение ребенка определяется уже не только свободой творчества, но и моральной нормой, которая может перерасти в нравственный закон внутри личности (21). Вместе с моральным сознанием в жизнь ребенка приходит и чувство ответственности за свои поступки.

С формированием морального сознания ребенок начинает понимать, что такое добро и что такое зло. В нём пробуждает вкус к добру и злу. Духовное становление личности предполагает возможность творения не только добра, но и зла. Причинение зла может доставлять удовлетворение субъекту злодеяния. Зло, как и добро, составляет часть духовной жизни ребёнка.

Развитие морального сознания приводит к тому, что ребёнок начинает понимать наказание за дурной поступок. Вне морального сознания ребёнок понимает, что его наказали за такой поступок, но он еще не осознаёт, что это дурной поступок, что это зло. Понимание наказания за дурной поступок не предполагает понимания наказания и за дурную мысль, за стремление к совершению зла. За намерение проступка не наказывает и право­судие. Но по мере развития духовности человек может достичь такой ступени нравственного сознания, когда будет способен осудить сам себя за дурные мысли, только за стремление к злу (21).

В подростковом возрасте продолжают развиваться основные тенденции духовности, заложенные в детстве: подросток стремит­ся все глубже проникнуть в сферу смыслов и ценностей, форми­руются моральное сознание, чувство ответственности за поступ­ки, развивается интеллектуальная сфера; интересы, влечения, вку­сы и запросы составляют определенную систему, складывается характер подростка. На смену игре в качестве ведущего факто­ра приходит учеба. В школе ребенок осваивает систему знаний, у него создается научное мировоззрение. Чрезвычайно важно от­метить, что научное мировоззрение вытесняет все другие подхо­ды к осознанию мироздания, в частности религиозный.

Важнейшим фактором в отроческий период является поло­вое созревание. В этот период снижается продуктивность основ­ных психических функций, в яркой форме проявляется негати­визм и критицизм по отношению к окружающим, особенно взрослым. Происходит оформление вторичных половых призна­ков, у девочек начинаются менструации, на некоторое время при­останавливается обычный рост различных органов тела. Но са­мые значительные перемены происходят в духовной жизни под­ростка. У подростка ру­шится устоявшийся порядок мира, меняются сложившиеся вку­сы и привычки. Духовный мир подростка снова становится эго­центричным, всё вращается вокруг его личности. Вся жизнь под­ростка освящается мечтательностью.

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме: