Зигмунд Фрэйд – основоположник психоанализа

Материалы » Зигмунд Фрэйд – основоположник психоанализа

Страница 1

«Придет время, — писал известный швейцарский психиатр Э. Блейлер, — когда будут говорить о психологии до Фрейда и психологии после Фрейда». Действительно, трудно переоценить влияние этого учения на даль­нейшее развитие психологии и клинической психиатрии, да и вообще на эволюцию человеческой мысли. Ведь недаром Фрейда ставят в один ряд с Аристотелем, Дарвином, Эйнштейном, называют «зодчим современного понимания человека», «од­ним из научных новаторов нашей эпохи», а его учение — «коперниковским переворотом», видо­изменившим не только науку, но и культуру об­щества в целом.

С самого начала становления как науки, пси­хоанализ имел горячих приверженцев не только в среде психологов и психиатров (Э. Блейлер, А. Адлер. К. Г. Юнг, О. Ранк, Э. Джонс); многие выдающиеся современники: Альберт Эйнштейн (назвавший Фрейда «величайшим учителем»), Томас Манн, Стефан Цвейг, Теодор Драйзер, Густав Маллер, Роберт Уэллс, высоко ценили и уважа­ли Фрейда как ученого и мыслителя, о чем, более чем красноречиво, свидетельствует его переписка.

Смелость, неординарность и революционность самого подхода Фрейда к «хрупкой» проблеме че­ловеческой психики снискали ему и его учению много противников, в основном, среди клиници­стов (Е. Крепелин, К. Ясперс. В. Майер-Гросс, Г. Г руле и др.).

В то же время идеи Фрейда постепенно про­кладывали себе путь через многие трудности и противоречия. Второе поколение психоаналитиков (К. Хорни, Э. Фромм. Д. Морено, Г. Маркузе) способствовало дальнейшему развитию фрейдиз­ма, который нес в самом себе стимул для твор­ческих и интеллектуальных исканий в самых широ­ких областях человеческих знаний.

В настоящее время, являясь крайне противо­речивым учением, со множеством, часто взаимо­исключающих ответвлений, пси­хоанализ остается одним из основных психологи­ческих и философских концепций современности, и вряд ли какой-либо знающий психолог или пси­хиатр позволит себе оспаривать важность основ­ных предпосылок Фрейда о роли бессознательного в структуре личности. Хотя Фрейду вряд ли принадлежит честь изобретения термина «бессознательное». Английский исследователь Л.Уайт показал, что в период Фрэйда в университете вышло 6 книг на английском, французском и немецком языках, в названии которых стоял термин «бессознательное».

«Благодаря этому учению в качестве предмета психологии стала выступать психика во всех своих возможных формах ее про­явления, как в сознательной, так и бессознатель­ной, как в сновидениях, так и наяву, как в норме, так и в патологии» (А. Е. Шерозия). Так же тру­дно переоценить влияние психоанализа на культуру общества в целом. Фрэйд дал стимул для поиска новых форм и содержания в литературе, драматургии, поэзии, изобразительном искусстве. Позволим себе напомнить лишь малую часть де­ятелей культуры, чье творчество несет яркий от­печаток идей Фрейда: Т. Манн, С. Цвейг, Г. Гес­се, Р. Роллан, А. Жид, Ж Кокто, С. Беккет, Э. Ионеско, С. Дали, X. Миро.

Долгие годы тоталитаризма и застоя, изоляции нашего общества от магистральных направлений интеллектуальных исканий человечества нанесли тяжелый урон отечественной науке. В печальном списке «вредных учений», наряду с генетикой, ки­бернетикой и социологией, одним из первых ока­зался психоанализ. Вследствие «идейных дискус­сий» конца 20-х — начала 30-х годов был ликви­дирован. Психоаналитический институт, подверг­лись гонениям многие психиатры психологи, стоя­щие на позициях психоанализа.

Ввиду того, что в литературе зачастую тенденциозно, а порой искаженно трак­товалось не только учение Фрейда — психоанализ, но крайне однобоко и скудно давались его биогра­фические сведения, необходимо остановиться на главных этапах жизненного пути великого уче­ного.

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. в Фрейбурге, провинциальном городе Австро-Венгерской империи, в семье торговца шерстью. В дальней­шем, ввиду разгула антисемитизма, семья Фрей­дов, после недолгих скитаний, поселилась в Вене. Отец Зигмунда — Якоб Фрейд, придерживаясь либерально-просветительских взглядов всячески способствовал образованию сына. Еще в гимна­зии, показав неординарные способности, Фрейд увлекся естествознанием, особенно учением Дар­вина, много и упорно учился и решил в дальней­шем посвятить себя науке. В 1873 году он посту­пает на медицинский факультет Венского универ­ситета. Особенное влияние на формирование З. Фрейда как ученого оказал крупнейший физио­лог школы Гельмгольца, директор Института фи­зиологии при университете Эрнст Брюкке, у кото­рого Фрейд работал в течение пяти лет — с 1876 по 1881 г. За эти годы Фрейд сделал важнейшие наблюдения, которые поставили его в ряд пионеров нейронной теории — основного положения современной неврологии.

Страницы: 1 2 3

Больше по теме: