Психологические предпосылки формирования деловых качеств, способствующих карьере мужчины и женщины.

Материалы » Габитарный имидж » Психологические предпосылки формирования деловых качеств, способствующих карьере мужчины и женщины.

Страница 1

Мужчина и женщина… На сколько отличаются они друг от друга, кто из них талантливей, способней и так далее – это те немногие вопросы, которые интересуют многих.

С чем связано очевидное преобладание мужчин в сфере науки, технике, в деловом мире и политике? С тем ли, что женщины в силу своих психофизиологических особенностей, менее талантливы, или причина лежит в культурных традициях и ценностях?

Несмотря на тот факт, что мужчины чаще чем женщины становятся лидерами, делают карьеру, обширное исследование, проведенное Игли и ее коллегами (Eagly et al., 1991), показало, что женщины, могут быть столь же эффективными руководителями, как и мужчины.

Взрослые мужчина и женщина по средним показателям интеллектуального развития ничем не отличаются. Разница только в том, что разброс способностей у женщины равномерен, тогда как среди мужчин больше высокоодаренных, как и больше умственно отсталых.

Джон Стенли, обобщив результаты большого числа тестов способностей и тестов достижений, пришел к выводу, что «в среднем различия между полами невелики…». Они (различия) сводятся к тому, что мужчины превосходят женщин в зрительно пространственном мышлении (левое полушарие головного мозга) и математических способностях, а у женщин более развит вербальный интеллект (правое полушарие головного мозга).

Можно сказать, что мужчинам присущ рационализм, а женщинам – интуиция и коммуникабельность.

Итак, вследствие выше сказанного, способности мужчин и женщин особо не отличаются друг от друга. Поэтому можно предположить, что половые различия детерминируются в большей степени факторами социокультурными, чем психофизиологическими.

Способность добиваться высоких результатов в науке, политике, деловом мире скорее связано не с полом, как таковым, а с половой ролью, которую выполняет человек, гендерной ролью (маскулизм-феминизм), то есть, с теми личностными особенностями человека, которые обусловлены его полоролевой ориентацией.

В повседневной жизни мы сталкиваемся с различиями между полами, как следствием стереотипизации мужественности и женственности.

Традиционно считается, что женские черты – это мягкость, слабость, зависимость, пассивность, эмоциональность, обостренная интуитивность, ориентированность на других, экспрессивность и т.д.

Мужчина же (в противоположность женщине) должен обладать независимостью, силой, агрессивностью, рационализмом, активностью, ориентированностью на индивидуальные достижения и т.д.

Если в женщине должно быть консервативное начало, то в мужчине – дух авантюризма. Существующие в обществе полоролевые стереотипы оказывают очень большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность.

С детства ребенок усваивает необходимость совмещать женскую роль с профессиональной. В то же время мужская и профессиональная роли представлены как тождественные. В итоге женская роль выглядит более тяжелой, с двойной нагрузкой.

Ситуация, когда провозглашается ориентация на то, что независимо от пола всем необходимо получить образование и работать, но при этом все же подчеркивается преимущество мужчин, приводит к тому, что в современном обществе стимулируется развитие у женщин маскулинных качеств: конкурентности, стремления к доминированию, сверхактивности.

Таким образом, полоролевая социализация в ее современном виде приводит к парадоксальным результатам: мальчиков толкают на внесоциальную активность, а девочек, напротив, на гиперактивность. В тоже время жить им приходится в обществе, во многом ориентированном на традиционные полоролевые стандарты (стереотипы).

Страницы: 1 2 3

Больше по теме: