Формирование мужественности у мальчиков старшего дошкольного возраста

Материалы » Возраст ребёнка и тип воспитания отца » Формирование мужественности у мальчиков старшего дошкольного возраста

Страница 2

Для развития интеллекта ребенка необходимо, по-ви­димому, чтобы в его окружении были оба типа мышле­ния — и мужской, и женский. Неизвестно, как действует на детей отсутствие «женского ума»: детей, выросших с рождения в исключительно мужской среде, так мало, что их просто не успели изучить. А вот недостаток об­щения с мужчиной сказывается. Так, в одном из иссле­дований мальчиков-подростков разделили на две груп­пы в зависимости от того. кто любит и кто не любит (возможно, боится) рассказывать отцу о своей жизни, о школьных и иных проблемах. У первых математиче­ские способности оказались выше, чем способности к языку, — это тип способностей, вообще говоря, наибо­лее характерный для мальчиков. У вторых, наоборот, языковые способности были выше математических, то есть они в интеллектуальном отношении развивались «по женскому типу».

Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было свя­зано, наиболее сильно сказывается на математических способностях как мальчиков, так и девочек. По данным многочисленных авторов, способности к математике, осо­бенно к геометрии, — качество, в наибольшей степени страдающее при дефиците мужского влияния. Таким де­тям позарез нужен мужчина-учитель, особенно препода­ватель точных наук, в диалоге с которым мог бы фор­мироваться их аналитический интеллект.

Нет ничего страшнее, чем когда человек говорит се­бе «я плохой» или «я ничтожество». Отсутствие само­уважения, неспособность принять себя таким, каков я есть, ощущение своей неполноценности, серости, бездар­ности — источник страданий не только самого челове­ка, но и окружающих. В трагедиях Шекспира злодеи, подобные Яго или Ричарду III, описаны людьми с глу­бочайшим чувством внутренней ущербности, которое и формирует их жестокость.

«Высокое самоуважение, — пишет И. С. Кон, — не синоним зазнайства, высокомерия или несамокритично­сти. Человек с высоким самоуважением не считает себя лучше других, а просто верит в себя и в то, что сможет преодолеть свои недостатки». И. С. Кон приводит дан­ные о разнообразных отрицательных результатах сни­женного самоуважения. Такие люди болезненно чувстви­тельны и ранимы, склонны к депрессиям и болезням. Низкое самоуважение может вести к наркоманиям и ал­коголизму, правонарушениям и психическим расстрой­ствам.

Традиционная точка зрения приписывает отцу в первую очередь дисциплинирующее влияние. Твердая муж­ская рука, готовая то сжаться в кулак, то выбросить вперед указующий перст, поддерживает растущее дитя на истинном пути, заставляя его подчиняться нормам по­ведения в обществе, вкладывая в его душу заповеди мо­рали. Многие считают, что в основе развития нравст­венности у ребенка лежит страх отцовского наказания. Если это так, то можно ожидать, что нравственный уро­вень ребенка (и взрослого) должен быть прямо пропор­ционален суровости и жесткости, с которой его воспи­тывал отец.

Научные исследования, равно как и повседневные наблюдения, показывают, что это не совсем так, а мо­жет быть, и совсем не так. Данные, собранные в разных странах Европы и Америки, говорят об отсутствии связи между строгостью отца. его склонностью к нака­заниям, с одной стороны, и уровнем развития нравст­венных качеств сына — с другой. Если же такую связь и находят, она скорее носит противоположный харак­тер: у чрезмерно суровых отцов сыновья порой лишены способности к сочувствию и состраданию, агрессивны, а иногда и асоциальны. Их самоуважение снижено, страх наказания становится основной движущей силой их пове­дения. По мнению американского ученого У. Бронфенбреннера, автора известной книги «Два мира детства» (M., 1976), жесткость отца может положительно влиять на развитие моральных качеств девочек, но только в раннем (дошкольном и младшем школьном) возрасте. У девочек-подростков результат отцовской строгости об­ратный: частое применение физических наказаний на­прямую связано с низким уровнем морального раз­вития.

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме: