Проблемы взаимоотношений подростка с родителями.

Материалы » Влияние типов семей на развитие подростка » Проблемы взаимоотношений подростка с родителями.

Страница 3

Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другом — далекие, холодные и враж­дебные. В первом случае основными средствами воспитания явля­ются внимание и поощрение, во втором — строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущество первого подхо­да Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоува­жение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я». Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими наруше­ниями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может про­являться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая неко­торыми подростками и юношами по отношению к посторонним лю­дям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается именно следствием детских переживании. Если же эта бессильная агрес­сия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т. д.

Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой высокая активность, само­стоятельность и инициатива ребенка, а на другом — пассивность, зависимость, слепое послушание (Г. Элдер, 1971).

За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к ребенку, в других — от ребенка к ро­дителям. Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей варьируют в зависимости от предмета: в одних вопросах старшеклассники имеют почти полную самостоятельность, в других (например, в финансовых) — право решать остается за родителями. Кроме того, родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются юношами и на са­мом деле бывают более жесткими и авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демо­кратического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности Поведение ребенка направля­ется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и ра­ционально:

− родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком;

− власть используется лишь в меру необходимости;

− в ребенке ценится как послушание, так и независимость;

− родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;

− он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие ре­зультаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вы­зывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассив­ность Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подража­ния и идентификации, а другие влияния — школы, сверстников, средств массовой коммуникации часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориента­ции в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует формированию лич­ности со слабым «Я».

Чтобы понять взаимоотношения подростка с родителями, необходимо знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними представления. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких «ипостасях»:

− как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;

− как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений;

− как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств;

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме: