Индивидуальное профконсультирование

Материалы » Методика профессионального консультирования » Индивидуальное профконсультирование

Страница 1

Профконсультирование характеризуется двумя признаками: количеством консультируемых и целями. По количественному признаку консультации могут быть индивидуальными и групповыми (размер группы зависит от целей консультаций и организационных возможностей, но не должен превышать 30 человек).

Индивидуальная профессиональная консультация как процесс активного взаимодействия профконсультанта с клиентом с целью оказания помощи в решении проблем профессионального самоопре­деления является основным видом деятельности консультанта. Главная задача профконсультанта – помочь клиенту сориентиро­ваться и найти выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профессии. Сложность выполнения этой задачи обусловлена тем, что в ней много "неизвестных" слагаемых, ограничений объективно­го характера, вариантов решений и проверить их правильность мож­но лишь по истечении некоторого времени. К тому же сама профессия, как объект выбора, имеет множество различных призна­ков. При этом выбирается не столько сама профессия, сколько способ достижения жизненного успеха.

Обычно в рамках одной консультации осуществляются информирование и диагностика, формирующее и коррекционное взаимодействие. Справочно-информационная профконсультация

направлена на информирование клиента по следующим вопросам:

· интересующие профессии и основные качества, необходимые для работы по ним;

· предприятия и организации, где есть вакансии по конкретной профессии;

· возможности обучения и переобучения по различным специальностям;

· конъюнктура рынка труда;

· возможности индивидуальной деятельности и организации малого бизнеса.

Для достижения информационной цели консультант не только снабжает клиента достаточно полной и достоверной информацией, но и знакомит его со способами получения нужных сведений: какие бывают справочники, как ими пользоваться, какие вопросы задавать специалистам и т.п.

Предполагается использование профконсультантом различных справочников, информационных карт, описаний профессий в виде отдельных профессиограмм. А в работе со школьниками профконсультанту могут помочь книги из серии "Мир профессий". Это особенно значимо при профконсультировании молодежи – именно эта категория клиентов имеет меньше возможностей и опыта в получении необходимой информации. Помимо традиционно используемых видов информации в процес­се консультирования можно использовать различные ин­формационные материалы развивающего характера. Например, это могут быть различные классификации, упорядочивающие мир про­фессий, структурирующие и расширяющие информационное поле выбора.

В рамках функционального подхода (согласно которому важно не где работать, а что делать – творить, описывать, ремонтировать и т.п.) основой классификации профессий является функция. Напри­мер, функция "обслуживающий" объединяет профессии продавца, официанта, адвоката, психолога, проводника, стюардессы.

В качестве информационных материалов на разных этапах консультации могут использоваться различные факты, результаты научных исследований.

Диагностический компонент в разном объеме присутствует в любой профконсультации. Объектом диагностики могут быть психофизиологические, индивидуально-психологические особенности, социальная и профессиональная направленность консультируемого, мотивационная сфера. Применяя психодиагностические методы, консультант должен руководствоваться принципом необходимости и достаточности для получения такой психологической информации, которая может реально помочь консультируемому в решении его проблем.

В профконсультировании основным предметом диагностики в той или иной степени является профессиональная пригодность. Но, строго говоря, ее нельзя определить до того, как человек стал занимать соответствующей профессиональной деятельностью. Поэтому консультант выявляет только такие индивидуальные особенности, которые облегчают освоение профессиональных действий, способствуют успешной профессиональной деятельности. Сравнив достаточно устойчивые особенности консультируемого с требованиями, предъявляемыми некоторыми видами профессий, консультант может помочь ему перестроить или достроить желательные качества.

В конечном итоге наиболее ценный эффект в психодиагностиче­ской консультации состоит в том, что клиент начинает более серьез­но задумываться о своих личных качествах, о сложностях проблемы профессионального выбора.

Проведение диагностики предполагает обязательное знакомство клиента с ее результатами, рекомендации консультанта. После про­ведения диагностики врожденных индивидуально-типических свойств психики (психофизиологических, нейродинамических), то есть практически не изменяющихся в течение жизни, консультант может дать рекомендации следующего плана:

Страницы: 1 2 3

Больше по теме: