Функции общения в межличностных отношениях

Материалы » Межличностное общение » Функции общения в межличностных отношениях

Страница 1

Под функциями общения понимаются те роли и задачи, которые выполняет об­щение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны, и существуют различные основания для их классификации.

Одним из общепринятых оснований классификации является выделение в обще­нии трех взаимосвязанных сторон или характеристик — информационной, интерак­тивной и перцептивной (Андреева Г. М., 1980). В соответствии с этим выделяются информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная функции (Ломов Б. Ф., 1984).

Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику. Во-первых, мы имеем дело с отно­шением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (в отли­чие от технического устройства). Во-вторых, обмен информацией обязательно пред­полагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров. В-третьих, они должны обладать единой или сходной системой кодификации/декодификации сооб­щений.

Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (различные неречевые знаковые системы) коммуникацию.

В свою очередь, невербальная коммуникация также имеет несколько форм:

- кинетику (оптико-кинетическая система, включающая в себя жесты, мимику, пантомиму);

- паралингвистику (система вокализации голоса, паузы, покашливания и т. п.);

- проксемику (нормы организации пространства и времени в общении);

- визуальное общение (система контакта глазами).

Иногда отдельно рассматривается как специфическая знаковая система совокуп­ность запахов, которыми обладают партнеры по общению.1

Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключает­ся в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельно­сти людей в процессе их взаимодействия. Здесь следует сказать несколько слов о тра­диции использования понятий взаимодействия и общения в социальной психологии. Понятие взаимодействия используется двояко: во-первых, для характеристики дей­ствительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воз­действий) друг на друга в ходе совместной деятельности, или шире — в процессе социальной активности.

В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

Идентификация — мысленный процесс упо­добления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.

Аффективно-коммуникативная функция общения связа­на с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение — важнейшая детерминанта эмоциональных состояний челове­ка. Весь спектр специфически человеческих эмоций возника­ет и развивается в условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляри­зация, взаимное усиление или ослабление.

Можно привести другую классификационную схему функций общения, в которой наряду с перечисленными от­дельно выделяются и другие функции: организация совмес­тной деятельности; познание людьми друг друга; формиро­вание и развитие межличностных отношений. Отчасти такая классификация дана в монографии В. В. Знакова (1994); по­знавательная же функция в целом входит в перцептивную функцию, выделенную Г. М. Андреевой (1988). Сопоставление двух классификационных схем позволяет условно включить функ­ции познания, формирования межличностных отношений и аффективно-коммуни­кативную в перцептивную функцию общения как более емкую и многомерную (Ан­дреева Г. М., 1988). При изучении перцептивной стороны общения используется специальный концептуально-терминологический аппарат, включающий ряд понятий и определений и позволяющий анализировать разные аспекты социальной перцеп­ции в процессе общения.

Во-первых, общение невозможно без определенного уровня взаимопонимания об­щающихся субъектов. Понимание — это определенная форма воспроизведения объек­та в знании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реаль­ностью (Знаков В. В., 1994). В случае общения объектом познаваемой реальности является другой человек, партнер по общению. При этом понимание можно рассмат­ривать с двух сторон: как отражение в сознании взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющих ус­танавливать взаимоотношения. Поэтому в общении целесообразно говорить не вооб­ще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции или восприятии. Некото­рые же исследователи предпочитают говорить не о восприятии, а о познании другого (Бодалев А. А., 1965,1983).

Страницы: 1 2

Больше по теме: