Реорганизация жизни

Страница 1

Очевидно, что просто рекомендация отвлечься ничем не помо­жет. Необходимо подробное обсуждение и выбор того, что может быть интересным и отвлекающим именно для этого человека. Ог­ромное значение при этом имеет круг общения. Необходимо вспом­нить друзей и знакомых, где и как обычно клиент встречался с ними, что они делали или делают вместе, что особенно приятно было делать раньше. В ходе приема бывает полезно наметить, с кем и как стоит встретиться в ближайшее время, что интересного и приятного можно сделать, кому позвонить и зайти.

Ощущение брошенности любимым часто приводит к тому, что человеку начинает казаться, что он вообще никому не нужен, не­интересен, скучен. Таких людей преследует мысль, что у всех есть своя пара, одинокого же не любят, воспринимают как опасного конкурента или презирают. Несмотря на подобные переживания, в разговоре обычно выясняется, что у клиента есть и одинокие дру­зья и подруги, которые были бы рады встрече и чья судьба на­поминает нынешнюю ситуации пострадавшего. Кроме дружеских связей, существуют и различные клубные, общественные, развле­кательные организации, которые могут заинтересовать человека и стать источником новых друзей и знакомств. Имеет смысл специ­ально обсудить с клиентом, что вообще ему нравится и интересно в жизни, а затем попытаться подобрать подходящую форму ак­тивности.

Большую роль в процессе "возвращения к жизни" может сыграть наличие у клиента детей или любимой работы. Так, психолог мо­жет выразить свою уверенность в том, что "такая интересная" ра­бота не оставляет времени для переживаний, тем самым поддержи­вая и ориентируя его на погруженность в собственную жизнь и дела. Апелляция к детям в такой беседе может быть особенно "выгодной":

любому родителю важно, чтобы детям было хорошо, а раздражи­тельный, находящийся в депрессии отец/мать угнетающе действу­ет на ребенка. Эти доводы консультант может использовать как еще один стимул для того, чтобы клиент постарался "прийти в себя".

Часто весьма негативную роль, усугубляющую состояние кли­ента, играют продолжающиеся в той или иной форме отношения с бывшем партнером. Сохранение таких отношений порой обуслов­лено необходимостью, когда клиент продолжает жить с бывшим мужем/женой в одной квартире, у них есть дети, за которыми тре­буется уход и т.п., но бывают и более странные ситуации, когда ушедший муж/жена постоянно звонит, предлагает помощь, счи­тая, что он/она таким образом облегчает переживания партнера, помогает ему. Любой разговор с уже ушедшим партнером многи­ми клиентами воспринимается как "соль на рану", но отказаться от него бывает не так просто, поскольку всегда есть надежда, что разрыв не окончательный. Тем не менее, для того чтобы "забыть" партнера, лучше какое-то время не встречаться, уехать, изменить ситуацию. При этом клиенту следует рекомендовать ориентировать­ся на собственные интересы, пусть даже в ущерб партнеру. Напри­мер, если в квартире у клиента продолжают храниться вещи быв­шего супруга, а он сам давно живет в другом месте, по каким-то причинам не забирая их, стоит посоветовать клиенту настоять на том, чтобы эти вещи были убраны. Или, если бывший супруг приходит навещать детей в то время, когда он/она неминуемо стал­кивается с клиентом, следует порекомендовать изменить часы этих встреч.

Гораздо легче забыть того, чья ценность в собственных глазах померкла. Работа по обесцениванию бывшего партнера часто уже активно идет в сознании клиента. Вспоминается не только хоро­шее и привлекательное в другом, но и черты, привычки, личнос­тные качества, которые, казалось бы, уже давно свидетельствова­ли, что совместная жизнь не будет безоблачной — партнер был порою эгоистичен, ненадежен, самолюбив и т.д. Тогда и только тогда, когда консультант обнаруживает свидетельства такого про­цесса обесценивания в сознании клиента, он может сам подклю­читься к нему, активно демонстрируя на основании полученной информация, что он/она "на самом деле" не столь привлекателен, как раньше казалось клиенту. Тот факт, что уходу часто предше­ствует некоторый период охлаждения в отношениях, может облег­чить консультанту решение задачи, поскольку за это время другой обычно успевает проявить себя достаточно некорректно.

Для многих клиентов серьезным препятствием, затрудняющим разлуку с партнером, является ощущение, что это единственная или последняя любовь в его жизни. Представление о том, что в жизни у человека бывает лишь одна настоящая любовь, весьма распрост­ранено. Обсуждению возможности другой точки зрения стоит спе­циально уделить время.

Бесспорно, представление о единственности любви имеет опре­деленную привлекательность. Оно возводит само переживание любви на пьедестал, соответствует наиболее романтическому и поэтическому отношению к этому чувству, возвышая тех, кто дей­ствительно испытал "такое". В связи с этим можно привести сло­ва одного из исследователей межличностной аттракции, который как-то заметил: "Большинство людей никогда не полюбило бы, если бы не имело возможности на основании книг и кинофильмов пред­ставить себе, как это бывает" (Berscheid E., Walster E.H., 1969).

Страницы: 1 2 3

Больше по теме: