Процесс беседы

Страница 2

Бывает, что в начале беседы консультант сталкивается с ситуа­цией, когда клиенту необходимо объяснить, что такое психологи­ческое консультирование, на что он может рассчитывать, обраща­ясь за помощью. Такой вопрос может задать даже человек, пришедший на консультацию по собственной инициативе, но чаще необходимость в объяснении целей консультирования возникает в ситуации, когда психологу приходится вести прием вне стен кон­сультационного центра — на предприятии, в школе, в больнице. В подобных случаях за психологической помощью чаще обращаются люди, недостаточно информированные о возможностях и ограни­чениях психологического воздействия. Трудно предложить какую-то универсальную формулу на все случаи жизни, поскольку для раз­ных людей по-разному звучит то, что представляется наиболее важным в их профессиональной деятельности. Когда-то, ведя прием в медицинской консультации, автор вместе с Л.Я. Гозманом при­думали следующую формулировку: "Мы — психологи, советов не даем, никаких лекарств не прописываем. Наша помощь людям состоит в том, что мы разговариваем с ними и стараемся помочь им увидеть их собственную ситуацию со стороны, с другой точки зрения, иначе отнестись к ней и, если нужно, на основании этого принять решение или изменить свое поведение". К подобным фор­мулировкам никогда не бывает лишним добавить гарантию аноним­ности всего того, что происходит за дверями психологического кабинета.

Конечно, такая краткая характеристика профессиональной де­ятельности может вызвать у клиента множество вопросов типа: "А вы уверены, что сможете мне помочь?" В таком случае лучше не вступать в длительную дискуссию, не обещать клиенту гарантиро­ванной помощи, а предложить: "Давайте попробуем".

Следующий шаг, который необходимо предпринять, — это пе­рейти непосредственно к процессу консультирования. Естественно предположить, что вначале необходимо, чтобы клиент рассказал о себе и своих проблемах. Этот ход настолько логичен, что нередко клиенты сами начинают рассказ о себе без специального приглаше­ния, иногда настолько торопясь, что забывают представиться. В такой ситуации лучше прервать собеседника и предложить вначале познакомиться, хотя бы для того, чтобы он немного отошел от заготовленного заранее рассказа, огляделся, больше настроился на совместную работу с консультантом, а не на монолог.

Если клиент молчит, ждет, что скажет консультант, ему мож­но помочь начать рассказывать о себе репликами типа: "Слушаю вас внимательно" или "Расскажите, что вас сюда привело". Когда клиент выражает неуверенность, о чем и как следует говорить, с чего начать, можно добавить: "Рассказывайте то, что считаете важ­ным сами, а если что-то понадобится узнать мне, я вас сам спро­шу, если вдруг в этом возникнет необходимость". Иногда клиента можно специально успокоить: "Не торопитесь, времени у вас дос­таточно".

С самого начала беседы не стоит забывать о том, что консульта­тивное воздействие — это прежде всего воздействие через слово: одна неточная формулировка или реплика — и клиент надолго может быть выбит из колеи, обидеться на консультанта, замкнуться, почувство­вать себя неуверенно и одиноко. И тогда психологу придется по­тратить много времени на исправление ситуации и восстановление контакта.

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме: