Понятие и механизмы внушения

Страница 3

Намеренная – критически анализирует то, что ему пытаются внушить, сопоставляя содержание внушения со своими взглядами и убеждениями и в той или иной степени не принимает их.

- индивидуальная и групповая.

Индивидуальное контрвнушение обусловлено характерологическими и возрастными особенностями психики, её жизненным опытом, социальными установками. Под групповым контрвнушением понимается противодействие внушению со стороны группы.

- общая и специальная

Первое основывается на общей критичности личности в отношении внешних воздействий. Специальное контрвнушение имеет более узкую сферу действий вплоть до установки одного суггестолога или контрвнушаемой информации.

Склонность человека поддаваться внушению со стороны других людей называется внушаемостью.

Внушаемость – это степень восприимчивости к внушению, определяемое субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию или готовность изменить поведение не на основании разумных, логических доводов, а по одному лишь требованию или предложению, которые исходят от другого лица или группы лиц.

При этом сам человек не отдаёт себе ясного отчёта в такой ситуации. Подчиняясь, он продолжает считать свой образ действий как бы результатом собственной инициативы и самостоятельного выбора.

К числу свойств личности, благоприятствующих повышенной внушаемости, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, покорность, робость, стеснительность, доверчивость, тревожность, впечатлительность, слабость логического мышления, медленный темп психической деятельности. (см приложение, таблица № 1)

Выделяют следующие ситуативные факторы, влияющие на повышение индивидуальной внушаемости:

- психофизиологическое состояние субъекта (покой, релаксация, а также сильное эмоциональное возбуждение, стресс и т. д.);

- низкий уровень осведомлённости в обсуждаемом вопросе или выполняемом виде деятельности;

- дефицит времени для принятия решения

В процентном отношении все люди делятся по степени гипнабельности – подверженности внушению. По данным Хилгарда, 10% людей вовсе не подвержены гипнозу, 30% - слабо выраженная гипнабельность, 30% - гипнабельность средней степени и 30% лиц с высокой гипнабельностью. [ 8 ]

Число женщин – гипнотиков всегда превышает величину у мужчин и со ставляет 66,6% любой аудитории.

Страницы: 1 2 3 

Больше по теме: