Методологические основы психологии

Материалы » Методологические основы психологии

Страница 1

Обоснование выбора темы:

Занимаясь психодрамой я обратила внимание на то какую колоссальную роль играет личность терапевта, преподавателя, как различно студенты психологи воспринимают один и тот же материал. Меня это заинтересовало. Оказалось, что даже результаты психологической диагностики, стремящейся к научной точности и объективности, очень сильно варьируют в разных руках. Мои дальнейшие планы связаны так или иначе с работой в сфере искусства (театр, использование психодрамы в работе актера над ролью) и фольклора (юнгианский анализ сказок). Таким образом, видя много общего в “работе актера над собой” и работе над собой психолога, я выбрала эту тему.

Однако тема эта представляется мне актуальной безусловно и по той причине, что я обучаюсь на кафедре педагогической психологии и работаю в школе.

О терминах:

Для начала, чтобы не было недоразумений определимся в терминах: что такое психология, что такое искусство и что такое ремесло.

Для этого заглянем в словари, в частности в словарь Даля и БСЭ.

Психология – наука о психическом отражении действительности… (БСЭ)

Ремесло – рукодельное мастерство, ручной труд, работа и умение, коим добывают хлеб; самое занятие коим человек живет, промысел его, требующий более телесного, чем умственного труда(словарь Даля).

Искусство- 1)…высокая степень умения, мастерства в любой деятельности( БСЭ) 2) знание, умение, развитая навыком или учением способность, ветвь или часть людского образования, просвещение, наука, знания прилагаемые к делу; рукоделие, ремесло, мастерство, требующее большого умения и вкуса (словарь Даля).

Таким образом, если искусство “есть высокая степень мастерства”, а ремесло есть “умение коим добывают хлеб”, то в контексте данной темы можно рассматривать ремесло, мастерство и искусство как некие ипостаси в освоении психологического знания, психологической науки. Где ремесло – низший, простейший уровень – уровень знаний и умений в изучаемой отрасли. На этом уровне человек имеет некие представления о том как и что надо делать (в диагностике ли, или же в терапии, в коррекции),кроме того на этом уровне есть еще некий опыт самостоятельного, либо с помощью,(в зависимости от уровня овладения ремеслом) использования полученного знания. Однако знание это имеет все еще развернутую, не автоматизированную форму и не достаточно обобщено.

На примере обучения психодраме ремесленный уровень (уровень, на котором я нахожусь и работаю) представляет собой знакомство с базовым техниками (фокусировка, дублирование, зеркало, обмен ролями)и дополнительными техниками (самопредставление, линия времени исполнение роли, диалог, монолог, реплика в сторону, техника пустого стула, шаг в будущее, возврат во времени, тест на спонтанность, техника “сновидение”, психодраматический шок, гипнодрама и т д.), В той или иной степени техники эти изучаются, запоминаются и осваиваются. Критерием ремесленного овладения техниками ведения драмы будет выступать безошибочное их воспроизведение в нужное время в нужном месте без каких-либо подсказок со стороны. Однако при таком ремесленном воспроизведении драма будет отчасти затянутой, излишне насыщенной деталями или же возможно, наоборот, не полной.

Страницы: 1 2 3

Больше по теме: